11.12.2015

Пороки картин


Продолжительность века картины велика – живописные полотна практически всегда переживают своих создателей. И время не жалеет искусство. Хотя, бесспорно есть очень старые картины, которые и сейчас выглядят так, что будто вчера вышли из-под кисти, но в большинстве своем разрушительное влияние минувших эпох заметно на холстах.

Конечно, на сохранность картин сильнее всего влияют три фактора: качество материалов (холст, краски, кисти), соблюдение технологии живописи и правильное хранение. Если все сделано правильно, то полотно будет долго радовать своего зрителя, в противном случае у него могут появиться следующие пороки:

Пожуханием называют ненормальные изменения в красочном слое. При пожухании живопись начинает терять свой блеск, становится глухой и черноватой. Основная причина этого порока – нарушение технологии живописи или хранения картины.

Почернение или пожелтение – возникает под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Как и пожухание происходит при нарушении технологии живописи, в частности при недопустимом смешении красок.

Кракелюр – один из самых распространенных пороков картин. Так называют трещины, образующиеся в живописном слое. Нарушение любого пункта хранения, подбора живописного материала и создания полотна может привести к появлению трещин.

Меление красок. Другими словами – это окрашивание краски с холста, которое происходит из-за потери пигментом связующего масла. Основная причина меления красок – это низкокачественные материалы и нарушение технологии живописи.

Седание или сжатие красочного слоя. Встречается достаточно редко. Возникает из-за «экономности» художника – сильного разбавления краски маслом, а также из-за колебаний температуры и влажности воздуха.

Покоребленность возникает из-за неправильного натяжения холста. Сам дефект представляет собой волнообразное искривление поверхности холста. Иногда подобный эффект может вызвать резкие колебания температуры воздуха.
Иногда непоправимый вред картине может принести отсутствие внимания зрителей. Так, служители Лувра говорят, что «Мона Лиза» Леонардо да Винчи тускнеет и теряет блеск, если на нее никто долго не смотрит. Но как только появляются зрители – картина «оживает»: краски становятся ярче, начинают играть.

назад к списку новостей »