Одалиска в живописи
Одалиска — женщина-служанка в гареме султана. В Европе одалиски ошибочно воспринимались как наложницы или даже сексуальные рабыни, чье положение было ниже положения официальной жены, но на самом деле они прислуживали жёнам султана, и в большинстве случаев ни разу не видели султана. Хотя известны случаи, когда красивая одалиска очаровывала султана и становилась его женой.
Европейских живописцев привлекал образ одалисок, особенно часто к этой теме обращались художники-ориенталисты 19 века. В большинстве случаев эти мастера не имели ни малейшего представления о Османской империи, а дворец султана видели только на рисунках. Поэтому они запечатлевали то, что рисовало их воображение, то есть одалиски изображались полуобнаженными, молодыми, красивыми женщинами в восточных одеждах и на фоне восточных интерьеров: подушки, ковры, кальяны. Популярен был сюжет с одалиской, исполняющей танец живота перед своим султаном.
Самая известная картина, посвященная одалискам – это «Большая одалиска» (1819) французского художника Жана Энгра. Он работал над картиной в Риме и использовал некоторые приемы художников эпохи Ренессанса, а именно пренебрегал или идеализировал некоторые черты моделей, ради достижения максимальной выразительности формы. Так у изображенной на полотне девушки три лишних позвонка, левая нога вывернута под неестественным для живого человека углом, а правая рука неправдоподобно длинна. Но, несмотря на все эти анатомические неточности, картина производит гармоничное впечатление: угол, создаваемый левым коленом одалиски, позволяет уравновесить композицию. А восточная атрибутика: кальян с курительными принадлежностями, головной убор, веер, лишь подчёркивает некоторую отстранённость одалиски от зрителя и совершенство её обнажённого тела. Одна из первых картин, посвященных этой теме, которая называется «Одалиска» или «Темноволосая одалиска» (1745), принадлежит кисти Франсуа Буше. Правда в этой работе практически отсутствуют восточные мотивы – полуобнаженная молодая девушка лежит на кровати среди роскошных синих драпировок. Ее взгляд, немного томный и зовущий, словно флиртует со зрителем. Эта картина, хотя и не является особо значимой для творчества Буше, представляет собой квинтэссенцию фривольных настроений середины 16 века.
Несколько раз к теме одалисок обращался и французский художник, мастер академической живописи, Дельфин Анжольра Наиболее известная среди этих работ – это «Прекрасная одалиска» (1857). Эта картина отличается от работ Буше и Энгра. «Прекрасная одалиска» привлекает теплыми тонами, орнамент на стене придает восточный колорит, а сама обнаженная девушка изображена погруженной в свои мечты. Весьма экстравагантно выглядит картина Анри Матисса «Одалиска с бубном» (1925-1926), выполненная в стиле фовизма. Встречаются работы, посвященные одалискам и в творчестве Эжена Делакруа («Одалиска на диване», «Одалиска»).