Картины и вандалы
К картинам можно относиться по-разному: восхищаться, любить, бояться, ненавидеть. А можно видеть в них способ увековечить свое имя, даже не будучи художником. Герострат из Эфеса доказал, что слава вандала может пережить даже славу творца. Поэтому сколько будет существовать живопись и музеи – столько будут существовать те, кто захочет это все испортить.
Именно о самых известных покушениях на мировые шедевры будет рассказано ниже.
«Даная» (1647) Рембрандт Харменс ван Рейн. Картины известного голландского мастера – настоящий магнит для «истинных ценителей прекрасного». Один из самых известных актов вандализма произошел с его «Данаей». В 1985 году один из посетителей Эрмитажа, страдавший психологическим расстройством, облил картину серной кислотой и дважды порезал холст ножом. Более 12 лет потребовалось на реставрацию этого шедевра.
«Ночной дозор» (1647) Рембрандт Харменс ван Рейн. Этот шедевр Рембрандта также привлекает вандалов, более того она трижды подвергалась порче. Первый случай датируется 1911 года, когда на картину набросился мужчина с ножом, однако не смог проткнуть толстый слой краски. Второй случай произошел в 1975 году. В этот раз картина пострадала сильнее, а нападавший объяснил свой поступок «голосом Господа», который велел ему сделать это. А в 1990 году «Ночной дозор» постигла участь «Данаи» - его облили серной кислотой.
«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (примерно 1510), Леонардо да Винчи. Довольно странный способ испортить картину выбрал один из посетителей Национальной галереи Лондона в 1987 году. Он выстрелил в полотно, а свой поступок объяснил недовольством политической, социальной и экономической ситуацией в Великобритании.
«Иван Грозный и его сын Иван» (1883-1885), Илья Репин. Среди российских шедевров живописи, самая печальная судьба досталась именно этой картине Репина. Сам художник очень долго работал на полотно, чем довел себя буквально до нервного срыва. Но картина недолго пробыла в первоначальном состоянии. В 1913 году у молодого иконописца во время посещения Третьяковской галереи случился припадок, и он изрезал ножом холст с криками «Довольно крови!». Лишь благодаря кропотливому труду реставраторов картина была восставлена в первоначальном виде.
«Венера с зеркалом» (1647-1651), Диего Веласкес. Как ни странно, но Венера пострадала от рук женщины – в 1914 год суфражистка (так называли участница движения против дискриминации слабого пола) нанесла семь ударов по картине топором для разделки. Таким образом активистка протестовала против ареста британской политической деятельницы. В дальнейшем суфражистка говорила, что ей не нравилось, как мужчины пялятся на «красивейшую из женщин».
«Мона Лиза» (1503-1518), Леонардо да Винчи. Самая известная и, вероятно, самая дорогая, картина в мире еще носит статус самого охраняемого произведений искусства в мире. Однако эта слава досталась ей нелегко – «Джаконда» пережила 4 нападения. Так, в 1956 году в нее дважды кидали камнем, в 1974 году - пытались облить краской, а в 1977 году наша соотечественница бросила в нее сувенирной кружкой из Лувра.
«Залив», Элен Франкентален. История этой недешевой картины (ее оценивают в миллион долларов) наглядно показывает, что детей нужно держать подальше от высокого искусства. Некий школьник в 2006 году прилепил к полотну жвачку. Конечно, инородное дело вскоре было удалено, но признанные ценители творчества утверждают, что пятнышко всё-таки осталось.
«Федра», Сай Твомбли Жертвой подобного вандализма не отказались бы стать многие в этом мире, но повезло именно произведению Твомбли. В 2007 году одна известная художница поцеловала картину. А ее губная помада подтверждает все рекламные слоганы – реставраторы опробовали 30 различных реагентов, но так и не смогли удалить отпечаток губ.
«Женщина в красном кресле» (1939), Пабло Пикассо. Эта картина пострадала относительно недавно - в 2012 году. Молодой студент при помощи трафарета и баллончика краски сделал прямо на картине своеобразное граффити. Таким образом он хотел обратить внимание общества на негативные изменения в мире.
«Черное на коричневом» (1958), Марк Ротко.Оригинальное объяснение своему неправомерному поступку дал один польский гражданин, который оставил свою роспись на полотне Ротко. Поляк заявил, что таким образом он повысил стоимость картины.
«Свобода, ведущая народ» (1830), Эжен Делакруа. В настоящее время самым популярным оружием вандалов стал не нож, а черный маркер. Именно им была испорчена картина Делакруа. Неизвестная посетительница оставила надпись «AE911». Неизвестно, что она имела в виду, вероятно это как-то связано с терактами 11 сентября в Нью-Йорке.
Хотя имена большинства из упомянутых здесь людей известны, но вряд ли они заслужили упоминания – «имя Герострата должно быть забыто!».