14.11.2015

Творчество Эдгара Дега


Эдгар Дега, рожденный в старинной банкирской семье, некоторое время учился у последователей Энгра-Ламота. Но начинающий художник решает идти своим путем, бросает Школу изящных искусств и на пару лет едет в Италию, где изучает творчество мастеров эпохи Возрождения.

Творчество Эдгара Дега

Ранние работы художника отличаются резким и точным рисунком. Его портретные зарисовки брата (1857) и зарисовка головы баронессы Беллели (1859) показывают незаурядную зоркость Дега и высокое мастерство исполнения.
Вернувшись в Париж, художник обращается к исторической теме, но привносит в жанр нетипичную для своего времени трактовку. Например, в работе «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей» (1860) Дега отказывается от идеализации античности, а пытается представить ее такой, какой она была бы в реальной жизни. Это заметно и по угловатым движениям подростков, и по прозаическому повседневному пейзажу. В 1860-е годы происходит формирование художественного стиля Дега. В этот период, кроме значительных исторических работ, например, «Семирамиды» (1861), художник создал несколько портретов, где заметна его зоркость и реалистическое мастерство («Голова молодой женщины» 1867).

Творчество Эдгара Дега

Некоторым работам Дега свойственна некая фотографическая бесстрастность персонажей. Например, в картине «Урок танцев» (1874) на фоне утонченной благородной холодной голубоватой гаммы с бесстрастной точностью фиксируется движения балерин, которые проходят обучение у пожилого танцмейстера. А жанровом портрете виконта Лепика с дочерьми («Площадь Согласия», 1873), прозаичность фиксирования ситуации нивелируется благодаря динамики композиции и оригинальной, несколько гротескной, резкости передачи характера виконта Лепика. Для работ Дега 1870-х годов характерно умение показать событие с неожиданной точки зрения, что кардинально ломает каноны академической живописи. Например, в картине «Музыканты оркестра» (1872), художник противопоставляет крупные головы музыкантов (они расположены перед передним планом) и маленькую фигурку раскланивающейся на сцене танцовщицы. Многочисленные эскизные статуэтки танцовщиц говорят о желании передать характер движения, проникнуть в его логику.

Творчество Эдгара Дега

Характерная черта работ Дега, посвященных скачкам, - это акцентированный интерес к характерности поз, движений, жестов и полная свобода от романтизации изображаемого. Так, практически репортерская точность изображаемого заметна в картине «Проездка скаковых лошадей» (1870). Но эта, характерная для Дега, порой излишняя реалистичность придает работам большую убедительность и содержательность. Наиболее значительные картины мастера показывают сложный внутренний мир человека, атмосферу одиночества и отчужденности, характерные для французского общества конца 19 века. Например, в небольшой работе «Танцовщица перед фотографом» (1870) Дега показывает одинокую фигуру танцовщицы кордебалета, которая застыла заученной позе в хмуром ателье перед громоздким фотографическим аппаратом. Некоторая гротескность заметна в пастели «Певица из кафе» (1878). С особой силой чувство одиночества и горькой безнадежности выразил Дега в картине «Абсент» (1876). В тусклом освещении пустого кафе художник показал две одинокие фигуры женщины и мужчины, полных унылого безразличия друг к другу и к окружающему миру. Пыльная вязкость колорита, его однотонность, которая нарушается только полувыцветшей розовой кофтой женщины, зеленоватое мерцание бокала абсентом гармонируют с безнадежностью лица героини, с ее поникшей позой, с хмурой задумчивостью бледного, припухшего лица бородатого мужчины.

Творчество Эдгара Дега

В других известных картинах Дега тоже преобладает тема одиночества и безнадежности, чуждости и враждебности большого города, как это было в «Абсенте». В некоторой мере, сюда можно отнести и «Гладильщиц белья» (1884) – картины, передающей ощущение тяжести подневольного труда. Интерес художника к характеру человека, к выразительности его поведения, интерес к динамической композиции отличает его творчество от других импрессионистов: Моне, Ренуара, Сислея, для которых характерен более созерцательный подход. Это заметно и в ранних работах Дега, как «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане» (1873), и в более поздних «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879), «Танцовщицы в фойе» (1879). В конце 1880 годов здоровье художника стало ухудшаться, в первую очередь это коснулось его зрения, что вызвало снижение «зоркости» художественного восприятия, и, как следствие нарастание декоративных мотивов. Так в картинах начала 80-х годов, посвященных обнаженному телу («Женщина, выходящая из ванны» 1883), художника больше интересует передача выразительности движения, чем изображение женской красоты, то в работах конца 80-х годов мнение художника меняется. В картине «Купанье» (1886) в равной мере внимание художника привлекает и грация молодого тела, и изящное сопоставление склонившейся фигур и формы ванны-таза. В последнее десятилетие 19 века декоративные элементы в творчестве Дега начинают вытеснять былой реализм.

Творчество Эдгара Дега

Эдгар Дега навсегда вошел в анналы мирового искусства хотя бы благодаря своему стремлению передать нерв современного ему города, полного подвижной, разнообразной и импульсивной жизни. Но он также не боялся противопоставлять свое творчество официальному искусству, используя асимметрическую композицию, гибкий и точный рисунок и неожиданные ракурсы. А отход от романтизма, и стремление к самовыражению через изображаемое на холсте, вообще, поставили Дега в один ряд с выдающимися художниками современности.

назад к списку новостей »