Жизнь и творчество Ф. Васильева
Российская школа живописи всегда славилась своими художниками-пейзажистами. Много великих мастеров изображали родные просторы. Но среди них есть те, о ком мы практически не знаем, по разным причинам, те, кого мы незаслуженно забыли.
Среди них Федор Алексеевич Васильев, который достоин упоминания хотя бы благодаря своему оптимизму и жизнелюбию. С раннего возраста он вынужден был содержать свою семью, но это ничуть его не расстраивало: всегда одетый по последней моде, он блистал знаниями, хотя не получил никакого образования. Только ранняя смерть помешала ему встать в один ряд с великими русскими пейзажистами: А. Куинджи, И. Левитаном, И. Шишкиным, А. Саврасовым. Васильев был внебрачным сыном А. В. Васильева, поэтому не имел права носить его фамилию. С раннего детства любил рисовать, но бедственное положение семьи заставило его с 12 лет устроиться на работу на почту. Днем он разносил почту, а по вечерам рисовал. Сохранился один из его первых рисунков «Кучевое облако» (1867-1869), который написан углем и мелом.
В 1863 году Васильев стал посещать курсы Общества поощрения художников и устроился помощником реставратора в Академии художеств. Здесь он изучал картины знаменитых мастеров: Т. Руссо, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, А. Калама, и многих других, входивших в коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко. Влияние этих художников чувствуется в ранних работах Васильева. С 1866 года Федор поступает в обучение к И.И. Шишкину. Именно в этот период появляются его первые пейзажи: «Возвращение стада», «После дождя» (1867), «После грозы», «Перед дождем», «Вид в Парголове» (все 1868) и «Летний жаркий день» (1869). Жанр пейзажа привлекал Васильева больше всего, вероятно важную роль в этом сыграл Шишкин. Он учил рисовать детализировано, чтобы можно было узнать нарисованную местность, каждый изображенный элемент: пенек, дерево, извилистую тропинку, валун.
В 1867 году Шишкин с учеником посещают остров Валаам на Ладожском озере. Из поездки Васильев привез много удачных этюдов, которые сделали его известным в кругу художников и у обычной публики. Многие состоявшиеся живописцы стали искать знакомства с начинающим художником. В 1870 году Федор Васильев вместе с Ильей Репиным и Евгением Макаровым совершает путешествие по Волге. Инициатором этого мероприятия стал Репин, который искал материал для своих «Бурлаков…». Но и для Васильева эта поездка оказалась чрезвычайно плодотворной - он сделал много оригинальных этюдов, выполненных в сочной и светлой гамме. Это путешествие ускорило «творческое взросление» художника, он вернулся из него уже состоявшимся мастером, несмотря на возраст (ему только-только исполнилось 20 лет).
По мотивам волжских этюдов Васильев написал несколько картин: «Берег Волги после дождя» (1871), «Вид на Волге. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870). Но самая важная работа этого период – это «Оттепель» (1871). Этот пейзаж считается его первой серьезной картиной. На первый взгляд простой сюжет: путник с маленьким ребенком, идущий по размытой дороге, чуть дальше перекошенная избенка, старые деревья, покрытые инеем, небо, затянутое облаками, - поражает своей гармоничностью и притягивает взгляд. Картина была тепло принята публикой, получила хорошие отзывы критиков, и даже выставлялась в Великобритании, где была отмечена премией. В 1871 году Васильев поступил вольнослушателем в Академию художеств. Но во время работы над «Оттепелью» художник сильно простудился, а вскоре у него диагностировали туберкулез горла. По совету врачей Васильев переехал в Крым, где и провел последние годы.
На берегу Черного моря он создал свои лучшие пейзажи: «Заброшенная мельница» (1872–1873), «В Крымских горах» (1873), «Мокрый луг» (1872), часть из которых он нарисовал по памяти. Картина «Мокрый луг» получила серебряную медаль на выставке Общества поощрения художеств. В этой картине художник воплотил свою тоску по северной природе. Хотя болезнь прогрессировала, Васильев не прекращал рисовать. В своем последнем незаконченном пейзаже он при помощи оригинальных цветовых решений хотел показать красоту Крымских гор..