Жизнь и творчество Теодора Руссо
Основатель барбизонской школы Теодор Руссо считал, что с помощью живописи можно сделать человека счастливей, и его пейзажи это подтверждают.
Он родился в Париже в семье обычного портного. Уже во время обучения в школе Теодор практически не расставался с карандашом и рисовал все, что видел. На время каникул его отправляли в Компьен, где жил его дядя - живописец По де Сен-Мартен, который писал исторические пейзажи. Испорченные холсты доставались Руссо, и он их копировал. После окончания обучения юноша устроился секретарем к владельцу лесопилки в Безансоне. Живописная местность восхитили Теодора, и через год Руссо написал свой первый пейзаж. К этому моменту он понял, что хочет быть художником. Тем более его дядя, Сен-Мартен, уже не раз убедился в таланте племянника. Вскоре Теодор поступил в мастерскую Жозефа Ремона. Но принципы классического пейзажа, не признающие реализма, претили начинающему художнику, и вскоре он покинул мастерскую.
В 1828–1829 годах Руссо работал в Фонтенбло, а также делал копии с картин пейзажиста Клода Лоррена в Лувре. В 1830 году художник переезжает в Овернь, решив полностью порвать с академической живописью. Здесь он стал рисовать только то, что видел, не приукрашивая и не изменяя натуру. Теодор много путешествовал, привозя из поездок множество этюдов. Художник восхищался Э. Делакруа, равнодушно относился к противостоянию романтиков и академистов, его больше волновала гармония природы. Руссо очень любил окружающий мир, боясь причинить вред даже насекомым. Именно эта любовь и заставила его создавать реалистические пейзажи. Среди лучших работ Руссо – пейзажи «Рынок в Нормандии» (1832) и «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833). Эти картины, полностью лишенные романтического настроения, передают красоту будничного мира. Художник ничего не приукрашивает, поэтому все изображенное выглядит именно так, как есть в жизни. Прелесть неброских уголков природы подчеркивает светлая гамма большинства пейзажей.
В 1834 году Теодор Руссо посещает Швейцарию. Он поселился на берегу Женевского озера. Здесь он закончил несколько пейзажей с видами Монблана. Художник пытался передать освещение разного времени суток и разных погодных условий. Например, величественный и эмоциональный пейзаж «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры». Эту картину Руссо попытался дважды выставить в Салоне, но оба раза получил отказ. На 13 лет Салон закрыл свои залы для художника. Но за этот период Руссо основал барбизонскую школу пейзажа, куда также входили Ш. Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, К. Тройон и другие. Впервые в небольшую деревушку Барбизон художник посетил в 1847 году. Сюда его привело, как желание отдохнуть от официального искусства, так и разрыв с племянницей Жорж Санд - Августиной. Здесь в Руссо «просыпается» естествоиспытатель – например, по картине «Дубы» (1852) можно изучать строение деревьев.
Буржуазно-демократическая революция 1848 года серьезно изменила культурную жизнь страны. Именно в этом году Руссо впервые принял участие в Осеннем Салоне. Вскоре он получает свой первый государственный заказ и создает пейзаж «Опушка леса в Фонтенбло. Заход солнца» (1848–1850), который стал одной из самых значимых работ художника. На этом полотне Руссо изображает лес так, что зритель чувствует себя внутри пространства. Чуть вдалеке строй деревьев редеет и перед глазами открывается прекрасная опушка, освещенная бархатистыми лучами заходящего солнца. Со временем негативное отношение к Теодору Руссо со стороны официального искусства исчезло, а его живопись перестала быть неожиданной и непонятной. К тому же у него появились последователи, более решительные в своих исканиях: Г. Курбе и Ж. Ф. Милле. В 1852 году художник удостоился ордена Почетного Легиона. В 1866 году Руссо стал членом жюри Салона, а через год его выбрали председателем жюри Всемирной выставки. Когда-то отвергнутые публикой, его картины вызывали восхищение зрителей. В 1867 году у художника парализовало левую половину тела, но это менало мастеру создавать прекрасные пейзажи. 22 декабря этого же года художник скончался в Барбизоне.