02.11.2015

Тайна происхождения Витрувианского человека


тайна происхождения витрувианского человека

Есть образы и знаки, которые легко узнает любой цивилизованный человек. Часть таких «глобальных брендов» принадлежит художникам, например подсолнухи Ван Гога или балерины Дега. Но первое место, бесспорно, принадлежит титану мысли эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит самая известная и, вероятно, самая дорогая картина в мире «Мона Лиза». Но у флорентийского художника есть и вторая «визитная карточка» - «Витрувианский человек». Изображение мужской фигуры, которая идеально вписана в квадрат и круг, показывает веру художника в божественную связь между Вселенной и человеческой формой. Благодаря своей гармонии, красоте и символической силе, этот рисунок стал одним из самых узнаваемых брендов в мировом искусстве.

ветрувианский человек

Но исследования последних лет позволили обнаружить, что эта работа, датированная 1490 годом, может быть копией более раннего рисунка архитектора Джакомо Андреа, друга Леонардо. Эта иллюстрация найдена в 1986 году историком архитектуры Клаудио Сгарби в старинной рукописи в Ферраре. Как и рисунок Леонардо, этот рисунок – иллюстрация идеи древнеримского архитектора Витрувия, который полтора тысячелетия до этого считал, что тело человека, должно идеально вписываться в круг, как символ божественного, и в квадрат, как символ земного. Это геометрическая интерпретация античной философской идеи, что каждый человек это «микрокосм», то есть миниатюрное воплощение Вселенной. Эту идею пытались вернуть к жизни многие художники и ученые эпохи Возрождения.

После многолетнего изучения найденного рисунка, Клаудио Сгарби пришел к выводу, что именно Джакомо Андреа де Ферраре, друг да Винчи и эксперт по Витрувию, является автором Витрувианского человека. Такое заключение основано на двух аргументах: во-первых, сам Леонардо упоминает в своих рукописях «Витрувия» Джакомо Андреа, а, во-вторых, да Винчи обедал с Джакомо Андреа летом 1490 года, в тот момент были созданы оба Витрувианских человека. В тоже время, рисунок Леонардо выполнен идеально чисто, с первого раза, а вот на работе Джакомо видны следы неудачных вариантов и переделок. Если бы он просто перерисовал работу Леонардо, то сделал бы это без помарок. Изучив доводы Клаудио Сгарби, специалисты по творчеству Леонардо пришли к мнению, что, скорее всего оба автора работали в тандеме и обсуждали этот вопрос.

Эксперты также утверждают, что именно Леонардо наиболее близок к оригиналу Витрувия. Так, Витрувий нигде не упоминает о том, что человек должен находиться внутри квадрата и круга одновременно. А у Джакомо фигура имеет только одно положение рук и ног, вписанные в круг и квадрат. Леонардо же использовал две проекции с разными положениями рук и ног. Какую бы версию «Витрувианского человека» не признали более ранней, история уже рассудила все за нас. Ведь один рисунок стал общеизвестным, то другой пять столетий собирал пыль в библиотеке. Как ни странно, авторы словно повторили судьбу своих работ: после вторжения французов в Милан в 1499 году Леонардо покинул город и в дальнейшем обрел мировую славу, а Джакомо Андреа был схвачен французами и казнен. Но самое страшное наказание ему подготовило время – он благополучно забыт потомками.

назад к списку новостей »