Жизнь и творчество Томаса Гейнсборо
Туманный Альбион подарил миру много выдающихся людей, в том числе и прекрасных художников: Уильяма Тернера, Данте Россети, Томаса Гейнсборо.
Хотя Томас Гейнсборо известен как портретист и художник-пейзажист, он также увлекался музыкой и сам играл на некоторых музыкальных инструментах. Возможно именно пристрастие к музицированию объясняет любовь художника к импровизации во время работы за холстом. Гейнсборо родился в провинциальном городке Садбери в восточной часть Англии. Его отец был преуспевающим торговцем, а мать отличалась от своих современниц прекрасным образованием. Она неплохо рисовала, и, вероятно, именно она привила Томасу увлечение живописью. Местность, где рос мальчик, была очень живописны, и после уроков он часто рисовал местные виды.
В тринадцатилетнем возрасте лет Гейнсборо переехал в Лондон. Здесь он увлекался лепкой и лучше всего у него получались фигурки животных. До настоящего времени сохранилась только маленькая статуэтка понурой лошади.
Гейнсборо не получил полноценного художественного образования, он лишь иногда посещал различные художественные мастерские. Среди его учителей выделяют французского рисовальщика и гравера Гюбера Франсуа Гравело.
В столице Гейнсборо не оставил своего увлечения пейзажами. Эти работы охотно покупали торговцы, обеспечивая художнику неплохой достаток. Вскоре он увлекся и портретом. В 1740-х годах в Англии началось увлечение работами голландских художников: Рейсдала, Винантса, Хоббемы. Это увлечение не обошло стороной и Гейнсборо, что нашло отражение в его собственных картинах.
Первая подписанная Гейнсборо картина датирована 1745 годом – это портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Художник любил животных, поэтому на его работах часто можно увидеть собак, лошадей и коров. Получив достаточный заработок, Гейнсборо покинул мастера серебряных дел, у которого жил с момента переезда в Лондон. Художник открыл собственную мастерскую и женился на некой Маргарэт Барр. К этому моменту он был уже весьма известным живописцем. Гейнсборо принял участие в росписи приемной детского приюта, и его работа была признана лучшей, хотя его конкурентами были опытные и известные художники: Хэйм, Уэлл и Уилсон. Заказчики быстро оценили потенциал художника и часто заказывали вилы своих поместий. Хотя такая работа могла обеспечить Гейнсборо регулярный доход, он неуклонно отказывался от таких заказов.
Вскоре Гейнсборо, чтобы прокормить семью, вынужден покинуть Лондон и поселиться в провинциальном городке. В 1748 году во время посещения Садбери его посещает идея совместить пейзаж и портрет. В 1749 году он заканчивает первую работу такого типа: семейный портрет «Супруги Эндрюс» (1749). На этой картине Гейнсборо изображает мужчину, который стоит в непринужденной позе возле скамейки, а рядом его жена в голубом платье. Пейзаж, на фоне которого изображены супруги Эндрюс, мастерски выполнен и выглядит реалистичнее, чем человеческие фигуры. В аналогичном стиле выполнены портреты «Джошуа Кирби с женой» (1750), «Джон Плампин» (1750), «Хининг Ллойд с сестрой» (1750), «Автопортрет с женой и старшей дочерью Маргарэт» (1752).
В 1750-м году семья Гейнсборо поселяется в Ипсуиче. Здесь художник полностью погружается в работу и со временем приобретает известность. До переезда в Копчестер в конце 1750-х художник в среднем заканчивал по 10 за год. Конечно, он не забывал и пейзаж, но рисовал их в основном для собственного удовольствия. Часто на этих работах можно встретить фигурки людей и животных «Открытый пейзаж с кучером и телятами на повозке» (1755), «Речной пейзаж с всадником» (1755), «Дровосек, ухаживающий за пастушкой» (1755) и другие. В отличие от ранних картин художника, пейзажи этого периода имеют более теплую палитру гамму. Преобладающими тонами становятся красноватый, оранжевый и розовый. Каждая картина говорит об уникальной наблюдательности и мастерстве художника. Гейнсборо не боялся добавлять в свои пейзажи элементы рококо, одновременно в них ощущается влияние голландских мастеров – все это делает картины английского художника легко узнаваемыми. В своих картинах Гейнсборо развивал новый стиль английской живописи – нечто среднее между творчеством голландских и французских мастеров.
В 1759 году художник переезжает в Бат, который в тот момент был самым популярным английским курортом. Здесь он получает такое количество заказов, что от напряженной работы заболевает. После выздоровления Гейнсборо продолжает писать портреты на заказ, но теперь делает это без былого удовольствия, стараясь все свободное время проводить на открытом воздухе с этюдником. Он любил работать над пейзажами при лунном свете, поскольку считал, что в таком освещении все кажется красивее. Гейнсборо не интересовали популярные в тот момент исторические пейзажи (как у Лоррена и Пуссена) и топографические изображения природы (как у П. Сэндби), он всегда стремился создать что-то новое. В частности, художник изучал картины Рубенса и Ван Дейка, что особенно заметно в работах «Пейзаж» (1763), «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (1767), «Повозка» («Возвращение с жатвы» 1767).
В 1771 году художник послал на выставку четырнадцать картин: десять пейзажей и четыре портрета. Критики стали обращать внимание на работы Гейнсборо, хотя и встречали критические отзывы, большинство отзывов были восторженны.
В 1774 году художник возвращается в Лондон, где он уже стал широко известным. Гейнсборо и Дж. Рейнолдс были самыми популярными живописцами того времени. Несмотря на большую «портретную» загруженность, художник продолжает увлекаться пейзажем. Одна из самых удачных работ Гейнсборо этого времени – «Водопой» (1777). Эта картина была признана лучшей на очередной академической выставке. А в 1778 году звание лучшей картины получил другой пейзаж художника «У дверей хижины» (1778). На этой работе художник изобразил женщину, держащую с грудного младенца на руках, которая стоит около открытой двери хижины. В 1784 Гейнсборо рассорился с Королевской академией из-за неправильного расположения картин на выставке. И он стал устраивать выставки у себя дома. Однако первая из них не имела большого успеха. На этой этой экспозиции он впервые показал следующие полотна: «Прогулка в Сент-Джеймском парке» (1783), «Гористый пейзаж с крестьянами, идущими по мосту» (1784), «Крестьянская семья, получающая милостыню» (1784).
Вообще в 1780-х годах Гейнсборо практически полностью посвятил себя пейзажам. Одно из самых известных полотен этого периода – это картина «Диана и Актеон» (1785), в основу которой лег древнегреческий миф. В 1787 году художник простудился, после этого у него начала болеть шея. Несмотря на желание Гейнсборо выздороветь, его состояние все ухудшалось. Ему поставили страшный диагноз – рак горла. 2 августа 1788 года художника не стало.
В многочисленных некрологах, опубликованных после его смерти, о Гейнсборо было написано, как о художнике-пейзажисте, а о его многочисленных портретах почему-то забыли. Именно к этому он и стремился всю жизнь.