Методы масляной живописи
Масляные краски прекрасно ложатся на нужный грунт и легко позволяют достигать тончайших переходов между тонами, поскольку долго остаются сырыми, а при высыхании не изменяют своего исходного тона. Однако добиться нужного эффекта можно только при выполнении определенной системы.
Все основные приемы масляной живописи были разработаны еще в эпоху Ренессанса. Масляные картины этого периода образцовы не только в художественном, но и в техническом смысле. Определенные навыки позволили мастерам создать тот стиль, который до сих пор не превзойден. В истории масляной живописи по своей гармоничности между художественным достижениями и материалом, этот стиль является единственным. До 18 века знания техники живописи сохранились в среде живописцев, но со временем они были утрачены, под влиянием нарождения новых идей. Например, в первой академии Карраччи техническо-художественная программа воспитания живописца была заменена на философско-художественную. Именно с этого момента технические знания представляются как некие рамки, стесняющие художественную свободу. С классической точки зрения, упадок техники масляной живописи отмечается в эпоху появления импрессионизма, который положил начало бессистемной работы с масляными красками, эта тенденция была развита до грандиозных размеров постимпрессионистами и неоимпрессионистами. За исключением пуантилизма, который с художественной точки зрения имеет несомненный смысл. Эта своеобразная «деградация» масляной живописи продолжается до настоящего момента.
Все классические методы масляной живописи сводятся к двум манерам:
1) Работа в один прием «алла прима» (alla prima) — способ, при котором картина заканчивается за один или несколько сеансов, но до полного высыхания красок. При этом способе все цветовая гамма сводится только к тем тонам, которые получаются при смешивании красок на палитре.
2) Работа в несколько приемов — способ, в котором художник разделяет свою «живописную задачу» на несколько подходов. В этом случае всю работу можно расчленить на: первую прописку (подмалевок), задача которой сводится к прочному установлению контура рисунка, светотени и общих форм, на вторую, третью и последующие прописки, в которых задача художника сводится к уточнению тонкостей колорита и формы. Работа в несколько приемов позволяет максимально использовать ресурсы масляной живописи.