Девочка на шаре - Пикассо
«Девочка на шаре» (1905) Пабло Пикассо – одна из самых известных работ мастера, особенно в России, возможно потому что это одна из немногих картин художника, экспонирующихся в музеях нашей страны. Сейчас выставляется в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Пабло Пикассо - Девочка на шаре.
Год создания: 1905
Холст, Масло.
Оригинальный размер: 147 × 95 см
Пушкинский музей, Москва
«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году. Крупное произведение «розового» периода в творчестве художника. В 1913 году её приобрёл в Париже И. А. Морозов. Картина была национализирована после революции и попала в Государственный музей новой западной живописи (ГМНЗИ), откуда после его расформирования в 1948 году была перенесена в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
«Девочка на шаре» - ключевая картина «розового периода» Пикассо. В начале прошлого века среди художников большую популярность обретает жизнь и быт бродячих циркачей – именно этому посвящена эта картина. На полотне изображена репетиция уличной труппы. Хрупкая и стройная девочка легко балансирует на шатком шаре, а рядом с ней мощный, словно монолитный, гимнаст, внимательно наблюдающий за молодой партнершей, он готов в любой момент помочь ей, как реально, так и советом. В глазах гимнаста сквозит забота и тревога за будущую жизнь гимнастки. Голубой цвет, доминировавший в работах прошлого периода, еще присутствует на картине, но уже заметно преобладание более светлого и позитивного розового. Бросается в глаза немного иное построение пространства полотна, появляется перспектива, оживает задний план.
Главная идея картины – конфликт форм. Устойчивость и тяжеловесность куба противопоставлена неустойчивости и подвижности шара. А герои полотна еще сильнее подчеркивают этот контраст – непостоянству и неустойчивости юности противопоставляется стабильность и надежность зрелости. Картина наполнена воздухом, в ней много полностью чистых цветовых полей. Пейзаж на заднем плане пустынен, его оживляет только несколько случайных персонажей, в том числе мирно пасущаяся лошадь. Эти, на первый взгляд, второстепенные детали играют важную роль в сюжете. Пикассо таким образом возвращается к жизни, он начинает замечать её многообразие и динамику. Картина полна энергии и подвижности. Художнику удается передать не только надежность и устойчивость куба, но неустойчивость и ненадежность шара. В этой картине Пикассо нетипично смело работает с цветом, причем иногда его выбор буквально спонтанен. Зеленоватые оттенки неба и розоватые пейзажа делают полотно теплым и добрым, а темно-красные детали добавляют сюжету игривость и некоторое легкомыслие.