Виды кистей
Кисть - один из древнейших и важнейших инструментов художника. Кисти впервые появились в Древнем Китае и предназначались для рисования иероглифов. Несмотря на простоту кисти - это практически совершенный инструмент. В живописи очень многое зависит именно от кисти, от того как художник чувствует и знает возможности этого инструмента.
Художественная кисть состоит из трех частей: деревянной ручки, волосного пучка и металлического капсюля, который соединяет два предыдущих элемента. Кисти различаются по форме, размеру, виду волоса, который пошел на изготовление волосяною пучка, а также по назначению. По форме кисти бывают плоские, круглые и овальные. Плоские кисти более эластичны по сравнению с круглыми, они дают более четкую форму мазка. Также кисти различаются по длине выпуска щетины – при уменьшении длины увеличивается жесткость кисти.
По типу волоса кисти подразделяют на щетинные, песчаниковые, медвежьи, барсуковые, беличьи, колонковые, беличьи, коровьи (ушные), а по назначению – на школьные, художественные, флейцы и шлиппера (отводные). Щетинные кисти – самые жесткие, их изготавливают из свиной щетины. По форме они бывают круглые и плоские. Используют их для работы с масляными красками, гораздо реже для гуаши и темперы. Песчаниковые кисти изготавливаются из хвостового волоса песчаника. Их выпускают только плоскими. Эти кисти очень мягкие, малоэластичные. Используют такие кисти для работы с гуашью, акварелью и темперой, иногда для масла. На изготовление барсуковых кистей идет обработанный волос из хвоста барсука. Бывают только плоские. Они несколько жестче песчаниковых кистей, широко используются в масляной живописи.
Медвежьи кисти изготавливаются из волоса белого медведя. Выпускаются только плоские, с разной длиной волосяного пучка. Медвежьи кисти менее жесткие, но более эластичные по сравнению со щетинными. Широко используются в живописи, как для работы с маслом, темперой, акварелью и гуашью. Колонковые кисти делают из хвостового волоса колонка. Имеют различную форму: круглые и плоские, с разной длиной волосяной луковицы. Данные кисти характеризуются высокой упругостью и эластичностью в сочетании с удовлетворительной мягкостью Широко используются во всех видах живописи, главным образом при прорисовке мелких деталей.
На изготовление беличьих кистей идет волос хвоста белки. Выпускаются только круглой формы. Такие кисти отличаются большой эластичностью и мягкостью. Используются в основном в акварели и гуаши. К школьным кистям относят кисти 9 номеров, их изготавливают из волоса лисы, белки, колонка и медведя. Шлиппера или отводные кисти отличаются удлиненной волосяной частью. На их изготовление идет волос колонка и белки. Используют главным образом закрепления контуров рисунка при стенописи. Кисти-флейцы используются для нанесения грунта. Это плоские кисти, похожие на лопаточку с короткой ручкой, изготавливаются из свиной щетины, волоса барсука или белки.