Передвижники
Большинство из нас знает о «Товариществе передвижных художественных выставок» лишь вскользь, благодаря нескольким абзацам в школьном учебнике истории. А между тем, Товарищество передвижников – это целый пласт в истории России, явление уникальное как для отечественной, так и для мировой живописи.
Во второй половине 19 века началось интенсивное развитие российской живописи. Одна из причин этого процесса – демократизация общества, в том числе и творческой интеллигенции. В искусство стали приходить люди незнатного происхождения - И. Репин родился в семье военного поселянина, И. Крамской был сыном мелкого чиновника, В. Суриков вырос в сибирской казачьей семье, И. Левитан родом из бедной еврейской семьи. Многие из художников этого периода были разночинцами, которые хорошо знали жизнь и быт деревни, глухой провинции, мещанства и мелкого чиновничества. Они не могли не приносить в творчество свое мировоззрение, ты жизнь, которую они видели и знали.
Появление Товарищества передвижных художественных выставок в качестве противовеса закостенелому академизму было вполне ожидаемо, и отразило основные идеи русского реализма в живописи. Товарищество не было закрытой группой, в него мог вступить любой художник. И согласно новым общественным укладам, живописец вступал в отношения непосредственно с публикой, и именно от ее предпочтений зависело его благосостояние. Поэтому Товарищество было скорее коммерческим объединением, что дело его более жизнеспособным. Именно в России искусство стало обращать внимание на социальные и этические проблемы обществах, решать просветительские задачи. И, хотя в России развитее реализма происходило несколько позднее, чем в Западной Европе, именно здесь наиболее сильно реализовалась художественно-организационная потенция 19 века, объединившая две важнейших тенденции: идейно-демократическую и выставочно-организационную. Именно в соединении этих идей и заключается роль Товарищества в художественной культуре 19 столетия.
Еще одна важная задача, полностью реализованная Товариществом - это пропаганда достижений искусства. Хотя этот момент не была оформлен документально, его наличие не вызывает сомнений. С художественной точки зрения, Товарищество не представляла единой школы, творчество передвижников различно по тематике и жанрам. И. Крамской в картине «Христос в пустыне» в образе Спасителя сочетал представление о совести и долге человека, выборе между самопожертвованием и желанием «жить для себя». Историческая тематика (И. Репин «Запорожцы», «Иван Грозный и его сын Иван», Н. Ге «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея…») противопоставляет и связывает личное и общественное. Так вольнолюбие, смелость, сила, гордость и искренний юмор запорожцев (на картине «Запорожцы») восхищает Репина, в этом он видит их физическую и духовную силу. Если у И. Репина события стрелецкого мятежа отражены через личную трагедию царевны Софьи, то у В. Сурикова восстание стрельцов — это, прежде всего, борьба старого с новым, столкновение двух противоположных миров. А в личность боярыни Морозовой, полной несокрушимой воли, готовностью к жертве ради идеи, художник показывает всю бессмысленность противостояния «старой» и новой веры.
Близко к исторической тематике и творчество В. Васнецова, часто обращавшегося к фольклору и эпосу. В живописи Васнецова органично соединяется героическое («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича…» и др.) и лирическое («Алёнушка»). Кроме обличения социальной несправедливости, передвижники стремились на своих картинах показать сочетание в жизни народа нищеты, красоты и убогости, духовной силы и покорности. Бытовой жанр передвижники превратили в картину русской жизни. Это и полотна Репина «Крестный ход в Курской губернии» В. Перова («Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасхе»), Н. Ярошенко («Заключённый», «Кочегар», «Студент»). Особняком стоит тема войны, тяжелый неблагодарный ратный труд солдат. Наиболее полно ее раскрыл в своем творчестве В. Верещагин («Апофеоз войны»). Пейзаж как живописное проявление широты, лиричности и красоты русской души находит воплощение на картинах Шишкина, Саврасова, Левитана и Айвазовского. В конце концов, они пришли к изображению природы, полной эмоций, природы, которая заставляет задуматься о смысле существования, своем народе и эпохе.
Осмысление реальности и места человека в ней, роли и своеобразии России – это главные темы в творчестве передвижников, темы, которые не только показали все тяготы жизни русского человека 19 века, но и отразившие бескрайность и глубину Русского Духа.