История пейзажной живописи
Термин «пейзаж» имеет французские корни и на русский язык переводится как «природа». Так в изобразительном искусстве называют жанр, который специализируется на изображении естественной или измененной природы. Также пейзажем называют это конкретное живописное произведение, графике, показывающее зрителю природу. Причем «героем» произведения может быть как естественный, так и придуманный природный мотив.
Первые элементы пейзажа наблюдаются уже в наскальной живописи - первобытные мастера схематично рисовали реки, озера и деревья. Достаточно часто встречается пейзажный мотив в настенных росписях Древнего Востока и Крита.
Впервые как самостоятельный жанр пейзаж появляется в VI веке в китайской живописи. Полотна художников средневекового Китая поэтично описывают окружающий мир. В основном это рисунки тушью на шелке. Китайская пейзажная живопись оказала серьезно влияние на японское искусство.
В цивилизованной Европе отдельным жанром пейзаж стал гораздо позже, чем в Китае и Японии. В Средние века пейзаж трактовался живописцами исключительно как фон для изображения сцен из Святого Писания. Важную роль в становлении европейской пейзажной живописи сыграли художники-миниатюристы. Так иллюстраторы братья Лимбург создали изящные миниатюры для часослова герцога Беррийского. Красочные рисунки рассказывают сезонах, соответствующих им сельскохозяйственных работах и развлечениях. В живописи Раннего Возрождения заметен выраженный интерес к пейзажу. Хотя художники неумело используют пространство, перегружая его ландшафтными элементами, которые не сочетаются друг с другом по размеру. Такова картина итальянского художника Стефано ди Джованни «Шествие волхвов».
Важный шаг в развитии пейзажной живописи в 15 веке сделал швейцарский художник Конрад Виц, который первым среди европейцев изобразил на пейзаже конкретную местность - Женевское озеро. Роль пейзажа увеличивается в эпоху Высокого Возрождения. Живописцы стали внимательно относится к натуре. В этот период живописный пейзаж перестает быть нагромождением деталей, художники все чаще обращаются к линейной перспективе. Поэтому пейзаж становится важным элементом художественных сюжетов. Но до 16 века пейзаж остается лишь фоном для жанровой композиции, религиозного сюжета или портрета. Самый известный пример – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Итальянский художник точно передал неразрывную связь между человеком и природой, гармонию и красоту – все это уже несколько веков заставляет зрителей восхищаться «Джокондой». За спиной женщины начинаются бескрайние просторы мира: горные вершины, реки, леса и моря. Все это призвано подтвердить мысль, что личность человека также сложна и многогранна, как и Вселенная. Но полностью постичь многочисленные тайны мира мы не в силах, о чем намекает загадочная улыбка Моны Лизы.
Но со временем пейзаж обретает статус самостоятельного жанра. Во многом этому способствовало развитие станковой живописи. На картинах голландского художника И. Патинера и немецкого мастера А. Альтдорфера пейзаж преобладает над сценами с переднего плана. Многие искусствоведы считают именно Альбрехта Альтдорфера родоначальником немецкой пейзажной живописи. Человеческие фигурки теряются среди стволов деревьев на его картине «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510). Более поздние работы «Дунайский пейзаж» (1525) и «Пейзаж с замком Верт» (1530) являются полноценными пейзажами. Важную роль в рождении пейзажного жанра сыграла венецианская школа живописи. Огромное значение придавал пейзажу Джорджоне. На его картине «Гроза» (1507) именно природа главный персонаж. Здесь пейзаж уже не столько место действия, сколько носитель настроений и эмоций. Большое впечатление производит гамма полотна: глубокие, чуть приглушенные цвета зелени и земли, темно-синие оттенки неба, золотистые тона городских сооружений.
Эта идея находит продолжение в других картинах мастера: «Три философа» (1508) и «Спящая Венера» (1508). На последней работе спящая девушка словно олицетворяет прекрасную итальянскую природу, обласканную горячим южным солнцем. Творчество Джорджоне оказало большое влияние на Тициана, который в дальнейшем возглавил венецианскую школу. Тициан, в свою очередь, сыграл существенную роль в формировании европейской пейзажной живописи. На многих картинах Тициана запечатлены величественные виды природы. Даже в ранней картине художника «Бегство в Египет» виды природы на заднем плане перекрывает сцену бегства Святого семейства. Традиции венецианской школы продолжил в своем творчестве испанский художник Эль Греко. Одна из самых известных работ живописца - пейзаж «Вид Толедо» (1614). Эль Греко очень живо и эмоционально передает природу во время грозы. По небу проносятся свинцовые тучи, которые освещает вспышки молний. Застывший город в свете вспышек кажется сказочным видением. Драматизм полотна помогает художнику передать идею о противоборстве небесных и земных сил. В 16 веке и Северной Европе пейзаж завоевал прочные позиции в живописи. Так, в творчестве нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего природа занимает важное место. В цикле работ, посвященных временам года, живописец пронзительно и поэтично передает скупые северные ландшафты. Все пейзажи художника оживлены человеческими фигурами, которые занимаются своими повседневными делами. Для Брейгеля – все они тоже неотъемлемая часть природы, и вместе с небом, водоемами, лесам, горами, животными лишь частицы единого мироздания.
В 17 веке формируются многочисленные национальные школы, зарождаются новые жанры и их разновидности. Этот период способствовал дальнейшему развитию пейзажного жанра. Голландская буржуазная революция (1566–1609) оказала благотворное влияние на культурную жизнь Нидерландов. В 17 веке происходит расцвет голландской живописи, а главенствующим жанром становится пейзаж. Армия голландских пейзажистов запечатлела на своих многочисленных полотнах всеобъемлющую картину окружающего мира во всех его проявлениях. Картины Х. Аверкампа, Я. Порселлиса, А. Г. Кейпа, Я. ван Рейсдала полны гордости за свою родину, восхищения красотой моря. Вообще, безграничная любовь к окружающему миру чувствуется во всех картинах голландских пейзажистов. Основоположник голландского реалистического пейзажа Ян ван Гойен, как и Филипс Конинк, прекрасно передавал типичный голландский пейзаж: каналы, ветряные мельницы, вересковые дюны, речные заводи и берега, морские просторы и болота. Тонкий лиризм характерен для пейзажей Мейндерта Хоббема. Другому художнику Альберту Кейпу прекрасно удавалось соединять пейзаж с анималистическим жанром.
Всего два пейзажа есть в богатом творческом наследии Яна Вермеера Делфтского. На картине «Вид Делфта» (1660) художник изобразил родной город умытый дождем и освещенный робкими лучами солнца. Пейзаж «Улочка» (1660), несмотря на простой мотив, имеет глубокую содержательность и значимость. Было бы удивительно, если бы морской пейзаж (марина) появился не в Голландии. Среди художников-маринистов стоит отметить В. ван де Велде, Я. Порселлиса, и Я. ван Рейсдала. Нельзя сбрасывать со счетов и влияния на развитие пейзажной живописи реалистического искусства Испании, Италии и Франции. Так в творчестве испанского художника Диего Веласкеса есть картины, которые показывают тонкую наблюдательность мастера, например «Вид виллы Медичи» (1651). Работы Веласкеса говорят о зарождении пленэрной живописи, задолго до появления импрессионистов.
В 17 веке классицизм наложил свои требования и на пейзажную живопись. Французский художник Никола Пуссен считается создателем жанра героического пейзажа. Его картины, населенные мифологическими героями, призваны воспитывать в зрителе высокие чувства. Пуссен никогда не делал зрителя участником своих картин. Публика, по его мнению, должна довольствоваться ролью созерцателей. Концепцию идиллического пейзажа разработал Клод Лоррен. Его работы проникнуты духом гармонии. Совершенно другим предстает пейзаж на картинах мастеров эпохи барокко. Они стремятся отразить движение окружающего мира, его бурную жизнь. Например, пейзажи Питера Пауля Рубенса полны мощи и красоты земли, они утверждают радость бытия. Все это заметно на картине «Пейзажу с радугой». Художник изобразил ходящие за горизонт просторы, высокие деревья, высокие холмы, долину с деревушками, стада коров и овец, пастушек и пастухов, смотрящих за ними. И яркая радуга венчает пейзаж.
Прекрасным представителем пейзажной живописи эпохи барокко считается итальянский художник Алессандро Маньяско. Его картины полны скрытой тревоги. Например, на полотне «Морской берег» в глаза бросается лишь хаотичное нагромождение деталей. В 18 веке становится популярна ведута, которая впервые появилась в венецианской живописи. Изначально ведута была типичным жанром для городского или архитектурного пейзажа, но со временем распространилась и на обычный пейзаж. Прекрасными мастерами ведуты были Антонио Каналетто Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. В 18 веке пейзажная живопись стала активно развиваться в искусстве Франции. Так, Антуан Ватто, рисовал замечательные сцены на фоне парков. Его пейзажи очень эмоциональны и передают различные оттенки настроения («Паломничество на остров Киферу», 1717).
Видным представителем живописи рококо был французский живописец Франсуа Буше, рисовавший пейзажи, полные очарования. Будто созданные из розовых, голубых и серебристых оттенков, они кажутся волшебными грезами («Пейзаж в окрестностях Бове»). Ученик Буше - Жан Оноре Фрагонар, рисовал пейзажи, пронизанные воздухом и светом, они передают тепло солнечных лучей, свежесть воздуха, дуновение ветра («Сады виллы д’Эсте»). Во второй половине 18 века в искусстве появляется новое отношение к природе. Художники стали стремиться передать естественную природу, которую возводили в эстетический идеал. Наиболее видный представитель этого направления Юбер Робер успешно соединял на своих пейзажах реальность и вымысел. Большое влияние на романтический пейзаж оказали работы Клода Жозефа Верне, благодаря своим яркими эффектами освещения. В Англии видными представителями романтического пейзажа были Уильям Тёрнер и Джон Констебл, а в Германии - Каспар Давид Фридрих.
К красоте сельской природы обратились французские пейзажисты Теодор Руссо, Жюль Дюпре, чье творчество в дальнейшем назвали барбизонской школой. К барбизонцам близка манера письма Камиля Коро, который пытался передать на пейзаже окружающий воздух. Коро принято считать предшественником французских импрессионистов. Пейзажи Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро показывают неподдельный интерес живописцев к световоздушной среде.
Переработанные традиции импрессионизма использовали художники-постимпрессионисты. Поль Сезанн представляет красоту и мощь природы с позиции монументального искусства. Пейзажи Винсента Ван Гога полны мрачных и трагических предчувствий. Часто обращались к пейзажу и пуантилисты - Жорж Сёра и Поль Синьяк.
В 20 веке пейзаж востребован у представителей практически всех художественных направлений. Так, яркие и напряженные картины природы рисовали фовисты: Анри Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи. Представители кубизма (Пабло Пикассо, Жорж Брак) для передачи пейзажа использовали расчлененные геометрические формы. Не обделяли вниманием пейзажный жанр и художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали), абстракционисты (Василий Кандинский), для которых главное было впечатление непосредственной импровизации в передаче окружающей природы. Однако ведущим направлением в пейзажной живописи 20 века остается реализм. Среди ведущих художников-пейзажистов стоит отметить Р. Кента, Дж. Уэсли и Р. Гуттузо.