Сад Моне в Живерни
Живерни — небольшое живописное местечко во Франции в департаменте Эр в Верхней Нормандии. В начале 1880-х это место во время поездки на поезде заметил Клод Моне и навсегда в него влюбился. К тому времени он уже был известным художником, и его картины хорошо продавались. Поэтому в 1883 году он снял здесь участок с домом, а в 1890 году полностью выкупил его. Конечно, не все сразу стало получаться. Неженатая пара с восемью детьми вызывала подозрение у соседей-крестьян. Их также не впечатляла профессия главы семьи – художник. И Моне всячески способствовал их подозрительности – каждое утро он бродил по полям в сопровождении ребятни, которые на тележке везли за художником тележку, полную холстов, кистей и красок. Именно так родилась серия «Стога».
Но, несмотря на все житейские проблемы, Моне из заросшей болотины создал сад, который вошел в историю. Художник серьезно увлекся садоводством – он выписывал журналы и книги по садоводству, коллекционировал каталоги семян, выписывал семена цветов из питомников. Моне сам продумал планировку сада, и у каждого времени года был свой цвет. С весны сад заполняли тюльпаны и нарциссы, потом зацветала сирень, глициния и рододендроны. Летом в саду царили ирисы, их художник просто обожал. Следом за ирисом расцветали лилейники, пионы, лилии и маки. В июле цвели колокольчики, львиный зев и розы, различных оттенков и форм.
Друзья Моне часто навешали его в Живерни. Сюда приезжали практически все импрессионисты: Огюст Ренуар, Анри Матисс, Поль Сезанн, Камиль Писсарро. Зная об увлечении художника, они частенько привозили ему в одарок редкие растения, так в Верхней Нормандии появился древовидный пион из Японии. Через 10 лет, когда сад был полностью облагорожен, Моне покупает участок по соседству. Он прилегал к железнодорожному пути и был заболочен. Художник осушил его, а потом затопил его. Так он создал у себя в саду настоящий пруд. Клод Моне засадил берег пруда ирисами, азалиями, папоротниками, розами, азалиями и стрелолистом, в сам водоем посадил тропические кувшинки и нимфеи. Также через пруд перебросили несколько мостиков, в том числе и знаменитый японский. Его обвивали белые глицинии, и Моне любил рисовать этот мостик. Художник 20 лет черпал вдохновение в своем водном саду. Только кувшинкам Моне посвятил более сотни этюдов и картин. Несмотря на обострение глаукомы, он не прекращал рисовать свой сад. Художник все чаще использовал крупные мазки, искажал цвета. После смерти Клода Моне в 1926 году постепенно сад приходил в запустение. В 1966 году сын художника Мишель Моне передал поместье в дар Академии искусств. По фотографиям, картинам, эскизам, очеркам из газет, обрывкам писем удивительный сад был восстановлен в первоначальном виде. И в 1980 году он принял первых посетителей и до сих пор радует гостей этого маленького городка.