04.09.2015

Русский Каналетто


Федора Алексеева (1753 или 1755 – 1824) еще при жизни называли «русским Каналетто». Современные искусствоведы считают его основоположником отечественного городских пейзажей. Но его картины не являются сухими архитектурными полотнами, они полны лирики повседневной жизни и тонкой поэзии городских улиц. На самых известных картинах Алексеева изображены строгие пейзажи Петербурга и живописность белокаменной Москвы.
Художнику прекрасно удавались пейзажи с водоемами, где скользят лодки и отражаются облака, а после поездки на юг архитектура на его картинах стала уступать место персонажам. Отличительная черта работ Алексеева – это четкое и оправданное композиционное решение.

В 1766 году по прошению отцы художника направили в класс живопись в Академии Художеств, а в 1773 году он получает право на заграничную поездку и отправляется в Венецию. Два следующих года он практиковался в создании декорации и рисовал итальянские города. После возвращения в Петербург, Алексеев устраивается декоратором в Императорский театр, не переставая рисовать. Самая известная картина этого периода - «Вид на Дворцовую набережную со стороны Петропавловской крепости» (1794), а за работу «Вид Дворцовой площади от Летнего сада» он получает звание академика и право путешествия по екатерининским местам в Крыму. После возвращения, Алексеев серьезно меняет манеру живописи – на его картинах появляются люди, которые первоначально являются указанием масштаба для домов и деревьев находящихся рядом.

В 1800 он обращается к Москве и создает цикл работ, посвященных белокаменной. Эти картины очаровывают с первого взгляда. В 1802 году художник получает должность руководителя класса перспективы в Академии Художеств. В этот период Алексеев снова обращается к Санкт-Петербургу, правда сейчас на первое место выходят не здания, а люди. Со временем о художнике стали забывать и последние годы он провел в крайней нищете. После его смерти Академия Художеств оплатила его похороны и выплатила его семье пособие. Федор Алексеев уделял много внимания пейзажам вокруг себя и архитектуре уличных зданий. Картины художника для современного зрителя интересны не просто как прекрасные пейзажи или сцены из повседневной жизни горожан. В первую очередь – это бесценные исторические свидетельства того периода, которые дотошно зафиксированы непревзойденным мастером.

назад к списку новостей »