04.09.2015

Пейзажи Аполлинария Васнецова


Хотя Аполлинарий Васнецов известен гораздо меньше своего старшего брата, но, тем не менее, он был вполне самобытным и талантливым художником. Васнецов известен как певец старой Москвы, а его работы надолго западают в душу зрителя.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Аполлинарий не получил полноценного художественного образования, а его стиль формировался в процессе совместной работы с крупными живописцами: В. Васнецовым, В. Поленовым, И. Репиным. Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). После переезда в Москву, он долго восхищался городом, и первое время часто бродил по московским улицам. Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). Примерно в это же время Васнецов начинает активную художественную деятельность, в частности он иллюстрирует журналы. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880). Но вскоре эта работа наскучила ему.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. С 1880 года он каждое лето проводил на даче у брата в Ахтырке и работал над этюдами на природе. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. Он запечатлел Финский залив: тропинку, тянущуюся по заросшему полю, словно уводящую к вершине холма, который зарос деревьями. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Обе картины были высоко оценены зрителями. В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников. За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. Город очень понравился художнику, и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси. Его особенно привлекала украинская природа: пирамидальные тополя, заднепровские дали, разливы Днепра. Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. В 1891 году он путешествует по Уралу. Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами. В том числе и «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), и «Горное озеро. Урал» (1892), и «Оренбургские степи» (1893), и «Кама» (1895), и «Северный край» (1899). Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Синяя гора». На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями. Это и молодые елочки, и взрослые высокие деревья. На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. За горой начинается болото, а еще дальше - непроходимая чаща и горы. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом. В 1895 году художник посещает Кавказ. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. В 1898 году он поселяется в Париже. Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Поездка завершается в Париже в 1900 году. Васнецов вновь представляет работы для Салона. В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Две работы были удостоены серебряных медалей.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

На родине Аполлинарий Васнецов получил звание академика, а я вскоре его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. XVII век» (1903). Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем - Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. В 1903 году прошла первая выставка Союза. В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908–1914). Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Они нарисованы широкими однотипными мазками, некоторые детали композиций оконтурены, а цветовые сочетания достаточно резкие.

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Пейзажи Аполлинария Васнецова

Пейзажи Аполлинария Васнецова

назад к списку новостей »