Легенда о Ван Гоге
Если верить опросам социологов, то в мире людям наиболее известны три живописца: Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Винсент Ван Гог. Причем Леонардо ассоциируется с искусством эпохи Возрождения, Ван Гог — с импрессионизмом и постимпрессионизмом, а Пикассо — с модернизмом и абстракционизмом. А если быть более точным, да Винчи людям представляется не столько художником, сколько «титаном мысли», Пабло Пикассо - модным «светским львом» и борцом за мир, то Винсент Ван Гог олицетворяет идеального художника. У него есть все для этого: непризнанность, сумасшествие, одиночество, отсутствие жажды наживы и славы. Но этот привычный для современного человека образ – не более чем миф, который создан с целью раскрутить художника, и хорошенько нажиться на его картинах.
Конечно, в основе легенды о Ван Гоге лежит реальный факт — он увлекся живописью уже в зрелом возрасте, и за десять лет пролетел расстояние от любителя до мастера, который смог перевернуть представление о живописи. Даже при жизни художника все это воспринималось как настоящее чудо. В биографии Ван Гога не ярких моментов, как, например, в жизни его товарища Поля Гогена, который успел поработать на стройке Панамского канала, был и матросом, и брокером на бирже, был женат на таитянке, а умер на экзотическом острове Хива-Оа от не менее экзотической для европейца проказы. Нет, Ван Гог был обычным трудягой, и кроме психических припадков, появившихся в последние годы жизни и смерти после неудачной попытки самоубийства, ему похвастаться нечем. Но этих скромных фактов было выжато максимум.
Главным автором Легенды о художнике стал молодой немецкий искусствовед и галерист Юлиус Мейер-Грефе. Ему нужно отдать должное - он быстро оценил масштаб гениальности Ван Гога, в том числе потенциал стоимости его картин. В 1893 году галерист приобрел полотно «Влюбленная пара» и решил прорекламировать перспективный товар. Обладая несомненным литературным даром, Юлиус решил сделать биографию Ван Гога более привлекательной для коллекционеров. Голландского художника мало знали в Германии, а сам Мейер-Грефе не был лично знаком с живописцем, поэтому не испытывал личных симпатий.
По первой версии немца Ван Гог предстал здоровым человеком из народа, а его картины были провозглашены гармонией между жизнью и искусством, предвестником модерна. Но вскоре модерн выдохся, а художник переквалифицировался в бунтаря-авангардиста, возглавившего борьбу с замшелым академизмом. Эта версия принесла славу Ван Гогу среди богемы, но простого обывателя отпугивала. Поэтому Мейер-Грефе продолжил работу и в 1921 году выпусти псевдонаучную монографию со звучным названием «Винсент. Роман о Богоискателе». Именно на страницах этого труда Ван Гог предстал святым безумцем, чей рукой творил сам Бог. Главным моментом этого «труда» стала история об отрезанном ухе и поразившем художника творческом безумии, которое сделало из обычного маленького человечка гения. Наследники художника всячески поддерживали и поддерживают сложившийся миф, который приносит им гигантские деньги. Так до настоящего момента дневники Ван Гога засекречены и не доступны широкой публике. Но, несмотря на все вышесказанное, у голландского постимпрессиониста нельзя отнять одного – он рисовал гениальные картины.