Первые картины художников
Если последние работы художников часто вызывают интерес у публики, то первые картины таким успехом практически не пользуются. Возможно, в этом есть своя правда, но дебютные работы уникальны тем, что они показывают, как у мастера вырабатывался стиль.
Например, первая картина Пабло Пикассо датирована 1889 годом, в это время художнику исполнилось всего восемь лет. Она называется «Желтый пикадор». Это впечатление мальчика после первого посещения корриды, куда его взял отец. Бои быков всю жизнь были страстью художника. На этой, еще детской картине, уже чувствуется талант живописца.
Когда Пабло Пикассо только появился на свет, Винсент Ван Гог закончил свои первые картины: «Возвращение рабочих» и «Шахтеры» (обе 1880). Начинающему художнику уже исполнилось 27 лет. Эти картины совершенно не похожи на поздние работы художника, которые принесут ему мировую славу («Звездная ночь», «Автопортрет с отрезанным ухом» и другие). Ранние работы выполнены в тематике, близкой к реализму. Но отсутствие художественного образования вылилось в неумение рисовать человеческую фигуру, поэтому все люди на картинах Ван Гога лишены грациозности и размеренности.
Константин Паустовский посвятил отдельную главу в своей повести «Исаак Левитан» первой картине художника. «Осенний день. Сокольники» (1879) интересна по нескольким причинам: это единственный пейзаж Левитана, где изображен человек, которого, кстати, дорисовал Николай Чехов (брат Антона Чехова), эта картина принесла художнику славу, но она не является первой картиной Левитана. Дебютной работой мастера считается «Солнечный день. Весна» (1877). Художнику в это время было 17 лет, и он учился в МУЖВиЗ, где в это время преподавал А. Саврасов. «Солнечный день» очень близок к работам Саврасова по стилистике и по манере исполнения.
Интересна история первой работы Ивана Шишкина. Картина «Жатва» (1850) была найдена при реставрации дома в межэтажном перекрытии. Юному художнику в это время было 18 лет, и он еще учился в первой казанской гимназии, и только подумывал о поступлении в МУЖВиЗ. На картине изображен вид на село Татарские Челны, расположенное недалеко от родной Елабуги. Шишкин запечатлел поле созревшей ржи, дорогу, уходящую вдаль, село на горизонте, снопы и фигурки согнувшихся жниц.
Хотя художник только-только начал формировать свой фирменный стиль, на этой ранней работе уже чувствуется некоторые характерные для него моменты: уникальная наблюдательность Шишкина, попытки принять природу в единстве с человеком. В дальнейшем художник несколько раз обращался к теме, затронутой в «Жатве», в частности в своей легендарной работе «Рожь».
"Вид на Рюэлль" — первая весомая картина Клода Моне, в которой чувствуется влияние пейзажей Эжена Будена. Юный импрессионист написал ее в возрасте 18 лет. В том же году полотно впервые показали на муниципальной выставке в Гавре. До этого были и карикатуры на учителей (Моне не особенно преуспевал в учебе, но регулярно упражнялся в рисовании преподавателей), и последовавшие за ними заказы портретов от жителей города, но живопись привлекла его только после знакомства с художником Эженом Буденом, предшественником импрессионизма.
Моне рассказывал, что благодаря Будену у него словно "пелена спала с глаз", он понял, что такое живопись и по-настоящему полюбил природу. "Эжену Будену я обязан тем, что стал художником..." — писал Моне. Сегодня французскому живописцу существованием Моне обязан весь мир.