Как готовят холст?
Хотя рисовать можно на чем угодно, но для масляной живописи нужен качественно подготовленный холст, который отвечает за качество картины, а так же за ее долговечность. Но, подготовка холста иногда требует у художника больше времени, чем создание самой картины. Именно об этом сложно, но увлекательном процессе будет рассказано ниже. Подготовка холста состоит из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен. Все начинается с покупки ткани, она должна быть льняной или пеньковой, другие виды для масляной живописи не подходят. Следующий этап – подготовка подрамника. Эта деталь держит холст в натянутом состоянии. Настоящие подрамники изготавливают исключительно из сосны. Иногда художники обрабатывают подрамник олифой, что придает картине дополнительную долговечность.
Уже на готовый подрамник натягивают холст. Это достаточно сложная процедура со многими нюансами, требующая к тому же специального инструмента. Можно только сказать, что слабо натянутый холст провиснет, а перетянутый – может погнуть подрамник или порваться. Поэтому натяжение холста на подрамник требует особого опыта и мастерства. Следующий этап подготовки холста – это его проклейка. Эта операция позволяет предохранить холст от вредного воздействия масляных красок и их проникновения на изнаночную сторону, что также снижает долговечность картины. Идеальным проклеивающим материалом считается осетровый клей, но в виду его дороговизны и труднодоступности современные художники используют обычный пищевой желатин. Клей наносится на холст в несколько слоев. После высыхания каждого слоя его аккуратно шлифуют мелкой наждачной шкуркой или куском пемзы, а образующуюся пыль тщательно сдувают, и только после этого наносят следующий слой. Обычно наносится не более двух-трех слоев. Этого хватает, чтобы закрыть все отверстия в холсте.
Последний этап подготовки холста – это его грунтование. Грунт является связующим элементом между краской и холстом. На плохо прогрунтованном холсте краски выглядят тусклее, появляются матовые пятна, и со временем красочный слой начнет отшелушиваться. Существует несколько видов грунта, в зависимости от его состава, а их выбор зачастую зависит от личных предпочтений художника. Однако правильно подготовленный холст требует просушки. Загрунтованный холст не терпит сквозняков и прямого солнечного света. Только после этого можно приступать к созданию шедевра.