Описание картины Константина Маковского «В мастерской художника»
Работа датирована 1881 годом и это одна из небольшого ряда картин Маковского, которая была выставлена в Третьяковской галерее. Так получилось, что в российской среде любителей искусства, труды художника остались вне поля зрения. С его творчеством были хорошо знакомы заграницей: приобрести коллекцию работ отечественным ценителям было практически не по карману, потому большую популярность и известность они приобрели за пределами родных краев. Константин Егорович отличился тем, что власти Америка заказали ему исполнить портрет своего 26-го президента – Теодора Рузвельта. Ввиду этого, в России автор относился скорее к ряду дессидентов. На картине мы видим сцену, появившуюся спонтанно. Изначально художник подготавливал место для натюрморта. Это хорошо прослеживается по компоновке предметов (фрукты и вазы на столе), по выбору ткани для придания контраста общему темному фону. Явно изображение планировалось писать в характерном голландском стиле.
Однако мальчуган, который появляется в кадре, вносит свои коррективы в изначальную планировку. Благодаря фигуре сына, именно он показан на картине, который со всей своей детской открытостью, захотел яблочка и забрался за ним на кресло, не обращая внимания на подготовленную отцом композицию, картина наполнилась очарованием и наивностью. Еще один вариант названия полотна, «Маленький вор», хорошо отражает идею - детская бескомпромиссность в достижении цели. Малыш в ночной сорочке послужил тем «лучом света», который нарушает строгую четкость интерьера и добавляет легкость сюжету. Художник уделил внимание и фактуре предметов, выписывая колоритные акценты: цветастый ковер, блеск ткани, резные кувшины, старинное оружие. Мирно спящая собака, также придает сцене гармонию. Так малая шалость ребенка позволила создать шедевр, наполненный родительской любовью.