Золотой век голландской живописи
Даже те, кто плохо разбирается в искусстве, слышали о голландской живописи. Но многие связывают голландскую живопись только с Рембрандтом, иногда Вермеером и Ван Гог, который был голландцем только по происхождению.
А голландская живопись – это яркая и самобытная страница в мировом искусстве, достойная отдельного упоминания. Особенно если речь идет о Золотом веке голландской живописи. Яркие художники стали появляться в Нидерландах в семнадцатом веке. Эти живописцы известны под общим названием «малые голландцы», что никак не отражает их талант, а связано исключительно с выбором тем для творчества. «Малые голландцы» часто обращались к светскому реализму, изображали окружающий мир и людей.
Золотой век голландской живописи условно разделяют на несколько периодов. Первый из них (примерно с 1620 по 1630 гг.) связывают с утверждением в живописи реализма. Второй период (с 1640 по 1660 годы) вызван расцветом местной художественной школы. В третий период (с 1670 по 1700 гг.) происходит упадок голландской школы, связанный в первую очередь с экономическими причинами. Нельзя не отметить, что в каждый период был свой культурный центр, так первый период связан с Харлемом, где в это время творил Халса. Потом центром живописи переместился в Амстердам, место работы Рембрандта и Вермеера. Самым важным открытием Золотого века голландской живописи можно считать бытовой жанр. Именно фламандцы первыми стали изображать сцены из жизни обычных людей: горожан, крестьян и бюргеров. Первооткрывателями этого жанра считаются Остаде и его ученики Бега, Ауденрогге и Дюсарт. Каждую картину авторов отличает динамичный и даже брутальный характер, например, на одном полотне изображена трактирная драка. Влияние творческой манеры Рембрандта привело к массовому использованию мягкой золотистой светотени.
Городские сцены часто встречаются на картинах таких голландцев, как Лейстер, Халс, Кодде и Моленар. Во второй половине 17 века художники любили изображать врачей, ученых за работой, свои мастерские, домашние хлопоты дому или светские мероприятия. Для некоторых мастеров характерна определенная склонность к романтизации будней, например Терборха, Метсю или де Хоха. Картины поздних представители жанра, Ван дер Верфа и Ван дер Нера, отличаются стремлением к элегантному изображению, что часто приводит к претенциозности сюжета. Золотой век голландской живописи известен и своими пейзажами. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в творчестве харлемских художников: ван Гойена, ван Рейсдала и де Молейна. Их работы имеют общую черту – на них изображены сельские уголки в оригинальном серебристом свете, а на первый план выведено материальное единство природы. Отдельного упоминания заслуживают морские пейзажи или марины. Среди голландских живописцев золотого века маринистами были де Влигер, Порселлис и ван де Капелле. Для их творчества характерно не только изображение определенных морских сцен, но и работа над техническими приемами рисования воды, игры света на ней и неба.
Во второй половине 17 века в голландский пейзаж стали проникать философские подтексты. Особенно это заметно в работах Яна ван Рейсдала, в пейзажах которого появляется драматизм, динамика и монументальность. Его традиции продолжил Хоббем, который добавил в пейзажи солнечный свет. Для картин Конинка характерна панорамность, а на полотнах ван дер Нера практически всегда изображен ночной пейзаж, в том числе передача лунного света. Иногда пейзажи дополнялись изображением животных, например, лошадей, пасущихся коров и овец, сцен охоты. Ближе к завершению Золотого века голландской живописи нидерландские художники стали увлекаться и иностранными пейзажам, в частности природу Италии, например ван Лар, Бот, Веникс и Хаккерт. Основателем жанра городского пейзажа был Санредам и его последователи братья Беркхейде и Ян ван дер Хейден. Еще одним характерным жанром Золотого века голландской живописи была интерьерная живопись, в том числе сценки с домашними, церковными и дворцовыми комнатами. Впервые интерьеры появились на картинах второй половины 17 века у художников делфтской гильдии: Хаукгеста и де Витте, который был основным представителем интерьерной живописи. Де Витте охотно использовал техники Вермеера, изображая сценки, полные солнечного света. Бесспорно, главным жанром голландской живописи 17 века стал натюрморт, в частности изображение завтраков. Первопроходцами натюрморта считаются мастера харлемской гильдии художников Клас и Хеда. Представители утрехтской школы предпочитали пышные цветочные натюрморты, а живописцы Гааги преуспели в изображении рыб и морских обитателей. В Роттердаме были популярны демократичные кухонные натюрморты, а вот лейденские художники создали ванитас – философский натюрморт, который при помощи различных символов напоминал о скоротечности времени.