Судьба художника - Жак Луи Давид
Профессия живописца не предполагает долгой жизни – уж больно нервное это занятие. Поэтому художники-долгожители – явление редкое, в основном этим грешат махровые пейзажисты. Тем удивительнее смерть в преклонном возрасте, да и еще в своей постели Жака Луи Давида, который кроме живописи сильно увлекался политикой и не раз находился на острие революционных игр. Для искусства его роль очевидна: он является создателем неоклассицизма. А вот политиком и революционером он был посредственным, но вот созданный именно им имидж Французской революции известен всем нам.
Рококо достаточно своеобразный стиль, кто-то даже называет его бессмысленным, но во времена Людовика XIV он был полуофициальным художественным стилем французской империи и долгое время он оставался весьма популярным. Давид с детства проявлял интерес к искусству, и даже поступил на бесплатное отделение Королевской академии живописи и ваяния. Он прекрасно освоил каноны рококо и даже удостоился поездки в Италию за счет государства. Хотя он заявлял, что добился этой премии исключительно ради престижа, но живопись эпохи Возрождения и Античности серьезно повлияла на Давида. После возвращения в Париж он кардинально переосмыслил свое творчество, в результате чего появились шедевры «Клятва Горациев» (1784) и «Смерть Сократа» (1787).
Мастерство Давида было высоко оценено французской аристократией, которые просто умоляли художника нарисовать их портреты, но революционные события поставили их по разные стороны баррикад. В одно время была популярна версия, что Давид стал революционером из своих убеждений, но, вероятно, причины этого были гораздо банальнее. Художник был обижен на руководство Французской академии, отклонившее его кандидатуру на одну из руководящих должностей. Поэтому Давид видел в революции прекрасный способ отомстить академии, и он добился своего – в 1793 году академия была закрыта. Но общение с революционерами опасно, и художник быстро стал сторонником радикальных преобразований. В 1792 году Давида избрали в Национальный конвент, а через год он проголосовал за казнь Людовика XVI. Художник по максимуму использовал свои талант во благо революции: он оформлял пропагандистские спектакли, рисовал картины, прославляющие «мучеников республики». Одна из них стала его визитной карточкой – «Смерть Марата». Конечно, Давид серьезно приукрасил образ революционера: Марат показан не злопыхателем средних лет с больной кожей, а молодым христианским мучеником.
После падения режима Робеспьера, художник попал в тюрьму, где быстро отказался от своих убеждений. В течение полутора лет Давид несколько раз выходил из тюрьмы и снова оказывался за решеткой, пока в 1795 по амнистии он не был освобожден окончательно. После этого художник решил уйти из политики, но в 1797 году он познакомился с Наполеоном Бонапартом, чья личность вызвала у Давида настоящий восторг. Когда Наполеон пришел к власти, то неофициальным придворным живописцем стал именно Давид. «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар», «Коронация Наполеона». Но после того как «маленький генерал» поселился на острове Святой Елены, а к власти вернулись Бурбоны, художнику пришлось покинуть Францию и поселится в Брюсселе. Давиду много раз предлагали покаяться и вернуться во Францию, но художник считал это унизительным и оставался в Бельгии. Он работал до последних дней и умер на руках у сына в 1825 году. Из-за бюрократических проволочек прах великого художника не вернулся во Францию, а был погребен в Брюсселе.
Знатный революционер, Луи Давид был на удивление порядочным семьянином. После возвращения из поездки в Италию, художнику в качестве компаньона для аренды жилья предложили Шарлотту Пекуль. В 1782 году они поженились и произвели на свет четверых детей. Первое время Шарлотта поддерживала идеи революции, как и ее муж, но со временем она умерила свой пыл. Когда Давид проголосовал за казнь короля, Шарлотта подала на развод, возмутившись жестокостью мужа. Но после падения режима Робеспьера, Шарлотта смягчилась и даже навещала Давида в тюрьме. В 1796 году они поженились повторно, и этот брак оказался крепче. Шарлотта пережила мужа всего лишь на год.