Возвращение блудного сына. Сочинение по картине
Перед нами картина, написанная в коричнево-красных мрачных тонах. Центр композиции намеренно смещен влево. Основой взята библейская история о блудном сыне Евангелия от Луки. Суть библейской притчи — раскаяние человека и милосердие бога к нему. Картина Рембранта ван Рейна «Возвращение блудного сына» считается одной из самых глубоких картин художника. Рембрант написал ее в конце своей жизни, и она является повторением одноименного офорта автора, написанного гораздо раньше. В офорте фигуры отца и сына изображены в профиль и зрителю показано измученное лицо сына. Картина, в отличие от офорта имеет совершенно иной ракурс. Фигуры отца и сына расположены иначе. На картине мы видим старика отца и стоящего перед ним на коленях, спиной к зрителю, оборванного и измученного сына, который ушел из дома много лет назад. Зритель застает действие в критический момент. Сын бросился к отцу и приник с плачем к нему.
Этот момент вызывает чувство драматизма. Главный персонаж этой картины — слепой старик отец, его поразительные, трепетные руки, ласкающие и утешающие блудного сына. Картина показывает идею любви, родительской доброты, человечности и всепрощения. Фигура сына намерено расположена спиной к зрителю. Мы видим, что голова сына обрита наголо. Это символ падения. Фигура сына ограниченно показана, но только выиграла от этого. Выиграла потому, что из конкретного персонажа, отдельной личности, превратилась в человека вообще, с его печальной судьбой, несбывшимися надеждами и потерянными иллюзиями. Так же на картине мы видим три второстепенные фигуры людей, прорисованных менее отчетливо, чем фигуры отца и блудного сына. Это двое мужчин и женщина. Кто они — неизвестно. Существует множество версий. Но, наиболее правдоподобной, является версия, что это близкие родственники, а выглядывающая из-за угла женщина — служанка. Но я считаю, что изображенная на картине женщина — кормилица сына. Мать не стояла бы в стороне, робко и сочувственно выглядывая из-за угла на вернувшегося сына. Видимо, мать умерла при родах и, поэтому, образ служанки-кормилицы объясняется задним планом композиции. Картина получила глубокий общечеловеческий и философский смысл. Многие художники считают эту картину завещанием Рембранта ван Рейна миру:
"Люди будьте всегда и везде человечны"!
Картина экспонируется в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Написана около 1668—1669 годов. Холст. Масло. Размер 260 x 203 см. Приобретена Екатериной Второй из Парижской коллекции