18.06.2015

Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и «Селедка»


Кузьма Петров-Водкин — мощнейший и необычный художник со своими оригинальными видениями цветов, перспективных форм и композиций. Его картины выразительные, в них всегда мало детальности, но множество чувств и глубоких смысловых элементов. В творчестве Петрова-Водкина отразились переломные моменты эпохи, свидетелем чего он стал: первая мировая, Октябрьская революция и гражданская война. В тяжелый 1918 год он проживал в Петербурге и работал, преподавая в художественном училище. Именно тогда он произвел на свет выдающиеся натюрморты, которые следует внимательнее посмотреть. В «Утреннем натюрморте» и «Селедке» изображена тяжесть времени, ведь тогда было довольно голодно, питались скудно и однообразно. Неслучайно, в обеих картинах показана еда. Это примитивнейшая пища, тем не менее, изображена с торжественностью, радостью и светлыми чувствами.

В натюрморте "Селёдка" перед вами на поверхности стола застелена мятая розовая бумага. Под бумагой видно полотно, по которому узнается еще ранняя картина, в углу ее отличается подпись самого художника. Вероятнее всего, это даже и не стол, а готовое полотно, которое положил кто-то на пару табуреток, что схоже со столом. Да еще, чтоб не испортить поверхность, накрыл бумагой. Перспектива не радужная, будто горизонтальная поверхности стола обращена в сторону зрителя и по ней, возможно, покатятся предметы. Предметов мало: две картошины, кусок хлеба и рыжая селедка в темной бумаге. На селедке играют блики. Скорее всего, это похоже на паек, который получил преподаватель в училище и принес в свою мастерскую. Он разделит нехитрый обед с друзьями. Многие свидетельствуют о том, что селедка была в те годы единственным лакомством и всем надоела. Но все же, когда подкатывает чувство голода, люди радуются даже селедке. С помощью всего лишь некоторых предметов художник показал суровое время правдоподобно и честно.

В "Утреннем натюрморте" радость и оптимизм еще больше присутствует, хотя в обилии пищи уступает «Селедке». Здесь всего два куриных яйца и стакан с чаем. По драматизму эта картина не уступает лучшим работам художника. Например, деревянный стол показан также наклоненным к зрителям. На столе присутствует мало предметов, которые наделены стеклянными, металлическими или глянцевыми красками, что придает художнику возможность поиграть световыми бликами на всех поверхностях. Рыжая столешница, начищенный чайник, блюдца, стакан с чаем и преломившейся чайной ложкой. Предметы расположены как бы друг в друге. На маленький чайник накладывается отражение от рыжего кота. Из-под стола выглянула смышленая и довольная морда собаки. Увы, но человека не видно, а его присутствие читается во всем. Это он принес с прогулки голубовато-желтый букет полевых цветов. И собака поглядывает именно на него. Его кот отражен в чайнике, ему принадлежат спички и для него предназначается нехитрый завтрак. Такая вот маленькая прорисовка дачной жизни того времени. Картина пестрит честностью, оптимизмом и собственным динамизмом.

назад к списку новостей »