18.06.2015

Беременные женщины на картинах


Женщина, читающая письмо

Человечество покорило космос, высадилось на Луне, открыло бозон Хиггса и загадку ДНК-репликации и еще много-много чего. Но тайна зачатия и рождения нового человека до сих пор будоражит многие умы, и, наверное, будет будоражить вечно. Здесь вопрос стоит не столько в физиологии, это ученые более-менее объяснили, сколько в том, как, когда и зачем у ребенка появляется душа. Поэтому во все времена и во всем мире беременные женщины вызывали почтение и благоговение. Неудивительно, что многие художники изображали женщин «в интересном положении», пытаясь отобразить всю многозначность их положения. Показательно в этом отношении творчество голландского художника Яна Вермеера, о котором мы рассказывали раньше. Большинство героев его картин это женщины, причем, как сегодня считают, женщины беременные. Например хорошо заметен животик у героинь «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Женщина, взвешивающая жемчуг», «Жемчужное ожерелье».

Портрет четы Арнольфини

Другая известная голландская беременная женщина – это героиня картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Хотя в настоящее время оспаривается и то, что на картине изображены именно Арнольфини, и то, что женщина – беременна, а ее живот – всего лишь следствие модного в то время фасона платья, но выражение ее лица, скромное и просветленное, говорит об обратном. Признанный шедевр эпохи Ренессанса, изображающий беременную женщину – это картина Рафаэля Санти «Портрет беременной женщины». В этой работе художник воплотил идеал человека эпохи Возрождения. Рафаэль детально выписывает платье, головной убор и украшения женщины. Вырез платья, который оторочен черной лентой, резко контрастирует с округлым лицом и животом девушки. Левая рука лежит на животе, указывая тем самым на факт беременности, а красные рукава платья привлекают внимание к нижней части картины. У нее строгое, спокойное выражение лица, а приподнятые брови придают ему удивленное выражение. Взгляд женщины погружен в себя. Хотя Рафаэль закончил эту картину более 500 лет назад, многие до сих пор считают ее идеальным изображением беременной женщины, чье положение заметно, скорее, по лицу, а не по фигуре.

Среди российских художников можно отметить картины Федотова «Вдовушка» и Брюллова «Итальянка, ожидающая ребенка». На первой беременность скорее угадывается из замысла автора (и его писем), а сюжет интересен тем, что по стечению обстоятельств (смерти мужа) беременность из радости превращается в тяжкую обузу. А Брюллов, наоборот, показывает искреннюю и безграничную радость девушки от скорого рождения ребенка. Особым трепетом и популярностью тема беременности пользовалась у символистов и модернистов. Часто к этому мотиву обращался Густав Климт, например, «Бетховенский фриз», «Надежда I», «Надежда II». Художник вкладывал особый смысл в эти работы, считая беременность символом торжества жизни над смертью. На картине немецкого художника-экспрессиониста Отто Дикса «Беременная женщина», новая зарождающаяся жизнь показана как яркая разгорающаяся звезда. Принято считать, что художники изображают Данаю, уже находящуюся в положении. Так как беременность – это не главный акцент этого сюжета, на картинах это практически не заметно.

Отто Дикса «Беременная женщина»

назад к списку новостей »