Судьба художника - Вермеер
Уникальность работ Яна Вермеера заключается в том, что они не несут никакого подтекста. Какую тайну можно увидеть в служанке, наливающей молоко, или женщине, которая читает письмо? Такова и судьба художника, в ней полностью отсутствуют какие-либо драматические события и судьбоносные, а вся биография великого голландца укладывается в тонкую стопку обычных для любого человека документов: родился, женился и умер.
Единственная загадка, которую оставил после себя Вермеер, связана с его самой известной картиной «Девушка с жемчужной сережкой». Кто эта девушка, кем она приходится художнику, почему он ее написал? Все это может быть как величайшей тайной, так и самой банальной историей. Вермер повезло родиться и жить в «голландском золотом веке», во время, когда экономика, искусство и наука Нидерландов находились в расцвета. Процветающий средний класс охотно тратил излишки денег на предметы искусства, и художники всех мастей процветали. К тому же, в стране сложилась уникальная атмосфера религиозной терпимости, государство было только номинально протестантским. Подобная толерантность сыграла важную роль в жизни Вермеера. Все дело в том, что второй документ, подтверждающий факт его существования после записи о крещении, это сообщение о его помолвке с Катариной Болнес, которое датировано апрелем 1653 года. Также сохранилось заверенное заявление тещи художника, Марии Тинс, где она отказывала дочери в родительском благословении, но не имеет возможности остановить брачный процесс. Дело в том, что мать Катарины не хотела отдавать дочь замуж за протестанта. Но свадьба состоялась, а вскоре Вермера приняли в Делфтскую Гильдию художников, и он стал профессионального живописца.
Одна из первых сохранившихся картин художника - это «Святая Пракседис» (1655). На полотне изображена христианская святая, жившая в начале нашей эры в Риме. Но на картине нет ничего от известного нам стиля Вермеера, и больше к религиозной теме художник не обращался. Первая картина, выполненная в узнаваемом вермееровской стилистике, это «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657). На полотне присутствуют все типичные для художника элементы: женщина стоит у окна, а ее лицо залито светом. Художник не дает даже намека на содержание письма, более того, рентгеновское исследование показало, что Вермеер закрасил все, что могло быть подсказкой, в том числе картину с Амуром, которая висела на стене. Поэтому содержание письма (признание в любви или напоминание о просроченном платеже) навсегда останется загадкой.
Обнаружив любимый сюжет, Вермеер уже не отходил от него. Его кисти принадлежит больше 20 картин, которые изображают женщин у окна. Они (женщины) разглядывают украшения, наливают молоко, играют на лютне или читают письма. Изредка на картине присутствует вторая женщина, обычно это служанка, а вот мужчины на полотне практически не появляются. Зрителю может показаться, что он каждый раз попадает в одну и ту же комнату, с теми же стульями, тем же окном, теми же картами на стене. Даже одежда на женщинах одинакова: жакет, обитый мехом, платье с синими полосками.
Такое доминирование женщин на картинах Вермеера полностью отражает личную жизнь художника. Причем голландец был примерным семьянином – с 1660 года он с супругой жил в доме своей тещи, а первые пять детей художника тоже были девочками. Вермееру любил рисовать этих женщин, но он делал это без каких-либо ярких эмоций: обожания, ненависти или страсти. На его самой знаменитой картине «Девушке с жемчужной сережкой», которая написана около 1665 года, по мнению современных искусствоведов, изображена одна из дочерей художника. Подобное мнение имеет право на существование хотя бы потому, что во взгляде художника чувствуется любовь, но не страсть или вожделение. Еще один факт, нетипичный для великих живописцев – Вермеер был оценен при жизни. Его называли «знаменитым», и он дважды избирался председателем Делфтской гильдии художников. Но чего нельзя сказать о Вермеере это то, что он был плодовитым. За свою жизнь он закончил не более пятидесяти картин, а за год из-под его кисти выходило три-четыре полотна. Столь скромная плодовитость не позволяла достойно содержать большую семью, но Вермеер также занимался арт-бизнесом, перепродавая чужие картины, а семья жила в доме у тещи, которая была преуспевающим рантье.
В 1672 году жизнь художника пошла под откос – золотой век Нидерландов закончился, Англия и Франция объявили Голландии войну. Арт-рынок в один момент рухнул, и Вермеер остался без средств к существованию. По словам жены, все это за пару дней он из здорового мужчины он превратился в развалину и скончался. После него остались огромные долги, дом, полный картин и десять несовершеннолетних детей. Катарине пришлось объявить себя банкротом. Кстати, именно у нее была сложная жизнь – за двадцать лет она родила пятнадцать детей. Считается, что Вермеер любил изображать ее на своих картинах, поэтому в большинстве случаев на полотнах запечатлена беременная женщина. Вообще, бывала ли она за это время не беременной? После смерти Вермера его работы были забыты до конца девятнадцатого века. Но в начале 20-го века картины голландца были извлечены из пыльных запасников, а он сам единодушно признан великим живописцем. Современных зрителей картины Вермеера восхищают