Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»
Кустодиев не был ярко выраженным портретистом. Мы никогда не узнаем почему: то ли его больше привлекали иные жанры, то ли по какой-либо другой причине, но факт остаётся фактом - портреты художник писал редко. Однако если он всё-таки принимался за такую работу, то в итоге получался красивый, ярко выраженный образ, как, например, картина «Купец, считающий деньги».Кого же мы видим, глядя на портрет? Пожилого человека с окладистой бородой в одежде, подчёркивающей социальный статус носителя. Бархатный жилет, нарядная рубаха, серебряная цепочка на шее и золотое кольцо на пальце - все эти вещи ненавязчиво свидетельствуют об уровне доходов купца. Окончательно дополняют образ счёты, высокие столбики монет и пухлые стопки бумажных ассигнаций на столе. Наиболее эмоциональными в облике богатея являются суровое лицо и рука, лежащая на деньгах. Этот скряга свой капитал никому не отдаст.
Прижимистость торговцев была притчей в языцех во все времена. Такова уж суть ведения бизнеса - получение больших доходов при маленьких расходах. Однако если посмотреть на это в контексте царской России, то становится ясно, что именно они, купцы, своей деятельностью помогали экономике страны демонстрировать устойчивый рост до самой Первой мировой войны. После неё и революции купеческое сословие исчезло, подвергнувшись репрессиям. Картина, тем не менее, показывает нам человека, пришедшего к успеху на своём жизненном пути, и его будущее видится весьма безоблачным. Кроме этого полотна, Кустодиев обращался к теме купечества и в другой своей картине - «Купчиха за чашкой чаю». Однако её нельзя назвать портретом, это всё-таки жанровая сцена, в которой внимание акцентировано на пухлой женщине, олицетворяющей собирательный образ русского купеческого сословия.