Энгризм
Редко какой художник, даже из категории великих талантов, удостаивается того, чтобы его именем назвали стиль. Можно вспомнить только последователей Караваджо, которых называли караваджистами, и сезаннизм, будораживший умы художников начала 20 века. Немного отдельно стоит энгризм, о котором известно лишь то, что ближе в концу жизни к нему обратился Огюст Ренуар, и то, что он относится к неоклассицизму. Между тем, энгризмом называют следование стилю Жана Огюста Энгра, французского художника, лидера европейского академизма 19 века. Для произведений Энгра характерно классическая стройность композиции, тонкое чувство цвета, гармоничность и ясность колорита, гибкий линейный рисунок. Наиболее «типичные» произведения художника это «Большая одалиска» (1814), «Одалиска и рабыня» (1842), «Венера Анадиомена» (1948), «Источник (1856), «Плененная Анджелика» (1859) и «Турецкая баня» (1862).
Кроме большого творческого наследия Энгр оставил много учеников, некоторые работы которых можно охарактеризовать как энгризм. Среди них Теодор Шассерио, Эдгар Дега, Анри Леманн, Жан Фландрен, Амори Дюваль. О влиянии художника заявляли Анри Матисс и Пабло Пикассо.
Целый период (с 1883 по 1890) творчества Огюста Ренуара называют «энгровским». После путешествия в Италию, где художник познакомился с творчеством мастеров эпохи Ренессанса и существенно изменил свое отношение к живописи. Самое известное произведение этого периода «Большие купальщицы» (1887). Эта картина существенно отличаются от предыдущих работ художника, в первую очередь бо льшей четкостью и реалистичностью, сдержанностью и холодностью красок. Все это характерно для «энгризма».