12.05.2015

Образ Венеры в европейской живописи


образ венеры в европейской живописи

Венера или Афродита – древнегреческая богиня любви, но сегодня её имя - синоним Любви и Красоты, а художники во все времена воплощали в ней свое представление о женском идеале. Изначально образ Афродиты не подразумевал ни красоты, ни любви. Рожденная из крови Урана и морской воды, она была покровительницей деторождения, в некоторой степени также моря, изобильной жизни и весны. К тому же она считалась прародительницей жизни. Но со временем Венера стала богиней плотской любви. Всем известна статуя Венеры Милосской, которая до сих пор будоражит мужские умы. В аскетичные времена Средневековья Афродита, богиня грешной плотской любви, была практически забыта. Среди Венер эпохи Возрождения выделяется «Венера» Лукаса Кранаха Старшего, она совершенно не похожа на своих итальянских «подруг». В ней сочетается эстетика средневековья и веянья Ренессанса: маленькая грудь, сутулые плечи, фигура девочки подростка и пейзаж на заднем плане – как влияние Возрождения.

образ венеры в европейской живописи

образ венеры в живописи

В Италии в это же время появляются многочисленные картины, изображающие Афродиту, словно её культ снова вернулся. Живописцы заключают в образ Венеры своих жен, любовниц, иногда заказчиц. Например, Тициан представляет богиню как свою современницу на полотнах «Венера и Амур», «Венера перед зеркалом», «Венера и Амур с органистом», «Венера с собакой и органистом». Но самое известная работа художника «Венера Урбинская», которая оказала значительное влияние на многих живописцев. Очаровательная девушка с румянцем на щеках, русыми волосами, рассыпанными по плечам, словно дышит негой и невинностью. Вообще, Венера в эпоху Возрождения – это зрелая, прекрасная, гармоничная, именно такой изобразил ее  Джорджоне на картине «Спящая Венера». Значительно отличаются от других мастеров Ренессанса картины Сандро Боттичелли. Художник вкладывал в образ Афродиты сложный философско-аллегорический смысл, пытаясь объединить в ней черты телесной, языческой, христианской и духовной красоты. «Рождение Венеры» Боттичелли поражает своей красотой и наших современников.

образ венеры

В 1869 году Альберт Мура представил свою «Венеру» в Королевской Академии. Хотя за натуру художник взял Венеру Милосскую, что сразу видно по фигуре и позе богини, но практически мужская форма тела Венеры стала любимым объектом нападок британских критиков. Художнику не удалось избавить свою Венеру от холодности мрамора. Данте Россети представил Афродиту роковой женщиной, чья красота создана для разрушения мужских сердец. Такова богиня на его картине «Венера Вертикордия». Еще один оригинальный вариант трактовки образа Венеры есть у Бориса Кустодиева на картине «Русская Венера». В ней нет ни загадочности, ни роковой красоты. Она полна жизни, радости, первозданной чистоты, в том числе и душевной, и от того прекрасна. Венера всегда останется прекрасной, меняются только наши представления о красоте. Но это не мешает вечно юной Афродите покорять сердца.

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образ венеры в живописи

образе венеры в живописи

назад к списку новостей »