История академизма
Академизм в живописи - термин, обозначающий художественные системы и направления, которые возникли в академиях художеств на основе подражания искусству античности и эпохи Возрождения. Роль академизма менялась от прогрессивной (в искусстве Российской империи, Франции в 18 веке) до реакционной и откровенно агрессивной ко всему новому в живописи 19 века.
Академизм появился в Италии в конце 16 века и сыграл положительную роль в развитии системы художественного образования. В 17-18 веках с превращением художественных академий в государственные учреждения, академизм становится официальным художественным стилем, который поддерживали королевские династии разных стран (Германия, Франция, Российская империя). Значительно меньше академизм был распространен в живописи Испании и Скандинавии.
В 19 веке во Франции академизм стал в оппозицию к любому новому течению в живописи: романтизму (критика творчества Жерико и Делакруа), реализму (враждебное отношение к картинам Курбе), импрессионизму (игнорирование творчества Эдуарда Мане и других импрессионистов). Аналогичный процесс происходил в России, где представители академизма крайне враждебно отнеслись к появлению Товарищества передвижников и художников-реалистов.
Стоит отметить тесную связь академизма и салонного искусства, которая появилась в 19 веке. Для обоих стилей характерно использование только известных сюжетов (античных или библейских), только привлекательных моделей, подогнанных под античные каноны, и виртуозное техничное исполнение картин. Грубая, грязная реальность считалась недостойной истинного искусства и не пускалась в салоны. Салонное искусство делало упор на эротику, обнаженное человеческое тело, на древнеримские сюжеты, на привлекательных животных (щенков, котят, козлят, голубей, крольчат), цветы, в основном розы. Часто использовались такие персонажи как Сафо, Саломея, Клеопатра, изображались влюбленные пары, обнаженные женщины с разбитыми парами. Именно в противовес салонному искусству возникла строгая и правдивая живопись Франсуа Милле, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Винсента Ван Гога.
В середине 19 века в академизме наметился серьезный кризис. Появились карикатуры на художников-академиков, вышла в свет книга «Комическая история Древнего Рима», где были осмеяны надоевшие художникам римляне. Многие талантливые живописцы «переболев» академизмом, обращаются к новым стилям: Франсуа Милле, высоко оцененный в салонах (картина «Смертельный поцелуй Сфинкса»), стал признанным реалистом; Эдуард Мане разорвал все свои ранние картины, как ложные; Кете Кольвиц, ученица академиста Клингера, не переняла от своего учителя ничего кроме технических приемов. Сейчас кажется странным сосуществование академизма и салонного искусства с прогрессивным искусством: реализмом (Курбе во Франции, передвижники в России), барбизонской школой и импрессионизмом. Но именно эти течения правдиво отразили эпоху 19 века и сегодня отражают его в современных музеях, а салонное осело в музейных запасниках. Среди художников, представителей академизма, стоит отметить Жана Огюста Энгра, Александра Кабанеля, Федора Бруни и Карла Брюллова.