Интересные истории о зарубежных художниках (часть 5) - Эдуард Мане, Клод Моне, Анри Матисс
Эдуард Мане.
Сходство фамилий художников-импрессионистов Эдуарда Мане и Клода Моне иногда ставило их в неловкие ситуации. Например, однажды Эдуард выставил свою картину «Олимпию» в Парижском Салоне, но так как там была изображена обнаженная женщина, сам он боялся узнавать мнение публики. Через некоторое время к нему пришел малознакомый человек и принялся хвалить его картину: «Какой прекрасный морской пейзаж, какая прекрасная мысль – изобразить устье Сены!» - говорил он. Художник оторопел, как можно не заметить на его картине обнаженной женщины. А посетитель продолжил: «Только почему вы подписались именем Клод?». Тут Мане понял, что его славным именем воспользовался какой-то самозванец и тут же отправился разбираться. Оказалось эта картина принадлежит Клоду Моне. Картина Мане «Кружка пива» помогла разбогатеть одному человеку – изображенному на ней литографу. Картина очень понравилась публике и стала популярна среди владельцев пивных. Некоторые даже использовали ее в качестве вывески. В итоге все решили, что изображенный на ней человек – прекрасный знаток пива. Литограф сумел воспользоваться неожиданным успехом: он основал литературно-художественное общество «Пивная кружка», стал изучать пивоварение, а к концу жизни был успешным владельцем газеты «Эхо французских пивных». В юности Мане даже не думал о профессии художника – он мечтал стать моряком, и даже принял участие в многомесячном плаванье на парусном судне. В свободное время он рисовал карикатуры на членов экипажа. Капитан судна был предприимчивым человеком и взял груз сыров, чтобы продать их в Рио-де Жанейро. За время путешествия сыры испортились и покрылись плесенью. Тогда капитан вызвал Мане и сказал: «Раз вы такой художник – раскрасьте сыр». Эдуард прекрасно справился с задачей, и в Рио их моментально раскупили. Вскоре по городу пронесся слух об эпидемии холеры, и пока не всплыла правда, корабль покинул Бразилию. Таков был первый художественный опыт художника.
Клод Моне.
Именно благодаря Моне, а точнее его картине «Впечатление. Восход солнца», появился термин импрессионизм. Однажды Эдуард Мане зашел в гости к Клоду Мане, что нарисовать того с женой и детьми. Вскоре к ним присоединился Огюст Ренуар, который тоже поставил свой мольберт и взялся за кисти. Время от времени Ренуар опасливо косился на картину Мане, который в то время уже был известным мастером. После сеанса Эдуард отозвал Клода и попросил посоветовать Ренуару сменить профессию, так как «видно, что живопись – это не его призвание». Однажды художник рисовал стога, и когда он почти закончил картину, то понял, что освещение стогов полностью изменилось. Моне не растерялся и попросил дочку принести новый холст. Когда второй вариант был закончен на половину, освещение стогов изменилось опять. В этот момент художник понял, что с одной модели можно рисовать несколько картин. И дочке художника пришлось идти за целым рулоном холстов. Моне стал родоначальником серий картин: уже упомянутые «Стога», затем «Тополя», «Руанский собор».
Анри Матисс.
Основатель фовизма отличался бунтарским духом. Однажды во время обучения на курсах одного мэтра, в студию вошло «светило академической живописи». Согласно «табелю о рангах французской живописи» ученикам следовало встать и снять шляпы. Но Матисс остался сидеть и недовольно проворчал: «Еще чего – снимать шляпу, тут такие сквозняки!». За это он был исключен. В преклонном возрасте у художника появилась фобия – он считал, что когда он не сможет рисовать, его от нужды спасет только игра на скрипке. И Матисс стал брать уроки музыки. В оплату за первый урок он подарил учителю свою картину. Музыкальный слух у художника полностью отсутствовал, и учеба давалась тяжело. После очередного урока, преподаватель сказал: «Что вы играете, Анри? Неужели у вас в ушах вата?». На что Матисс недовольно произнес: «Понятно, вы просто ходите еще одну мою картину». Однажды близкий друг художника Альбер Марке серьезно заболел. Вскоре с целым свертком своих картин пришел Матисс и стал развешивать их возле кровати больного. Когда он закончил, то велел Марке лежать на кровати и не волноваться, так как картины мигом вылечат его. Неизвестно, помогли ли именно картины, но Альбер прожил 72 года.