Интересные истории о русских художниках (часть2)
Василий Верещагин.
Твердость характера и крутость нрава художника еще при жизни стали притчей во языцех. Верещагин не просто рисовал батальные картины, он путешествовал вместе с армией, принимал участие в битвах и даже погиб в бою, правда, морском. Известна история о том, что художник отказался от звания профессора живописи Академии художеств, мотивируя свой отказ тем, что «в искусстве все чины и звания бесполезны и вредны». Популярность баталиста была настолько велика, что однажды свой портрет ему прислал регент Баварии Леопольд. Картина была «одета» в тяжелую посеребренную раму, поэтому художнику нужно было заплатить большую пошлину. Узнав цену «подарка», Верещагин отказался выкупать картину и посоветовал чиновникам отправить ее назад. Но отправить картину назад было нельзя, так как это бы вызвало политический скандал. Поэтому картину вскоре доставили художнику домой полностью бесплатно. Однажды, находясь в Париже, Верещагин посетил известного французского баталиста Мейсоннье. Французский художник очень гордился большой детальностью своих картин: брошенными пушками, изъезженными дорогами. У него даже было специальное приспособление для создания натуры: небольшая платформа на несколько квадратных метров, игрушечная пушка, глина для колеи. Мейсоннье спросил у Верещагина, как он решает проблему «нужной натуры», на что русский художник ответил, что даже в мирное время любая дорога в России выглядит как после битвы.
Алексей Венецианов.
Художник одним из первых в России стал изображать на своих картинах жизнь и быть крестьян. Одна из его первых картин такого плана – «Гумно». Венецианов писал ее с натуры, а чтобы как-то осветить помещение, художник приказал своим крестьянам выпилить часть стены. Именно поэтому на переднем плане картины видны свежеспиленные бревна. В дальнейшем эту картину приобрел император Александр I.
Исаак Левитан.
Великий русский пейзажист оставил след в истории не только благодаря своим картинам. Известный шутник и ценитель слабого пола, Левитан вращался в высших кругах художественной богемы. Именно его описал в своем рассказе «Стрекоза» Антон Чехов, что стало причиной серьезного разрыва между ними. А вот дружбы с Михаилом Чеховым, братом писателя, не было сразу. Михаил учился на юриста и планировал в дальнейшем стать прокурором. Однажды Левитан подарил ему эскиз своей картины «Владимирка». Так назывался старинный тракт, по которому конвоировали заключенных на каторгу. Так художник тонко «потроллил» Михаила Чехова. Левитан обладал, как это принято сейчас называть, тонкой душевной организацией. Например известен случай, когда во время сдачи экзамена по анатомии (обязательного для художников и скульпторов предмета), он не смог взять в руги череп. Или, например, Левитан любил охоту, но периодически испытывал жалость ко всему живому. Художник ценил грустное настроение, которое дарило ему нужный настрой. Однажды он долго упрашивал Константина Коровина почитать что-нибудь грустное. Но Коровин отказывался, объясняя это тем, что Левитан опять будет реветь. На что художник возразил: «Не реветь, Костя, рыдать!».