Анри Тулуз-Лотрек - Портрет Мари-Клементины Валадон
Тулуз-Лотрек – французский импрессионист, отразивший через безудержность и трагедию обитателей Монмартра драму собственной жизни и художественного гения. Родился будущий художник в богатой и влиятельной графской семье. С детства воспитывался в атмосфере поклонения искусству. Среди Лотреков были очень распространены художественные способности, недаром стены родового замка родителей Анри были украшены портретами, написан ными предками будущего художника. Сам Анри начал рисовать, обучаясь в лицее, рисунок становился для него своеоб разным способом выражения мысли. Карандаш легко подчинялся мальчику, точно и быстро передавая бумаге все, что задумал наблюдательный Анри. Два тяжелейших перелома бедренных костей, перенесенные в юношестве и являвшиеся, по всей вероятности, следствием тяжелого врожденного заболевания костной системы, сделали Лотрека калекой на всю жизнь. Теперь не верховая езда и соколиная охота, а палка и неторопливая ходьба сопровождали жизнь Анри. В этот период живопись стала для, него настоящим пристанищем, в котором можно было уединиться, спрятаться от отчужденности семьи. Движение и индивидуальность интересовали его более всего, именно это ему и удавалось схватывать и запечатлевать. Вместе с этим он не пере ставая боролся со своим недугом, много плавая, ныряя, преодолевая большие расстояния пешком. Успехи взрослеющего Лотрека удивляли и восхищали его учителей живописи. Яркая, убедительная манера письма, собственный саркастичный взгляд на все выделяли Лотрека еще в подростковом возрасте; в нем постепенно вырастал большой мастер.
Приехав в Париж, он поступает для занятий в мастерскую известного художника-портретиста Бонна, быстро схватывая все, чему учил художник «миллионеров». Лотрек работает так много и с таким усердием, что постепенно добивается похвалы учителя. Однако строгие застывшие сюжеты мало соответствовали живописным стремлениям молодого Лотрека – вместе со своими друзьями он посещает дешевые кабачки и танцевальные залы, где вино льется рекой, а на всех посетителях лежит отпечаток порока и разврата, искалеченных судеб, таких же, как и у самого Лотрека. В этой атмосфере пьяной невостребованности, прожитых впустую жизней молодой художник делает наброски всего увиденного. В этот период жизни Лотрек знакомится с Марией Валадон, натурщицей, с которой писали многие французские мастера. Свободная от предрассудков красавица, легко отдававшая свою любовь, трезво смотревшая на жизнь, оценила художественный талант и яркую индивидуальность Лотрека, став его моделью и любовницей. На «Портрете Мари-Клементины Валадон» у нее печальное лицо рано повзрослевшей женщины с резкими чертами, плотно сомкнутыми губами и отсутствующим взглядом (тогда как на портретах, выполненных несколькими годами ранее Ренуаром, это еще женственное очарование с мягкими и изысканными линиями лица). Заостренный подбородок, длинная тонкая шея, узкие слабые плечи и вместе с этим внутренняя натянутость и непреклонная воля – все это можно разглядеть в портрете кисти Лотрека.
Сюжеты варьете и кабаре, тшщовщицы, посетители, клоуны – изображения всей этой круговерти решались Лотреком в собственном стиле. Пространство и движение передаются им с помощью безудержного ритма контурных линий, цветных вал еров, вписанных в общий тон полотна. Решительные широкие мазки, острота работы кистью формируют собственный стиль молодого Лотрека. Открывшееся новое кабаре «Мулен Руж» становится постоянным пристанищем художника, который каждый день занимает место за своим столиком и зарисовывает «торговок любовью». Его картины сразу же покупались владельцем кабаре и водружались на стены. Так, и картина «Танец в «Мулен Руж», будучи только-только закончена, появилась в холле кабаре. Взрослеющий Лотрек становится все более жестким – своей кистью он как будто сдирает с проституток наружные напудренные покровы, обнажая их внутреннюю жизнь, погружаясь в самые глубины человеческой сущности, при этом мазок его кисти лаконичен и нервозен одновременно. Необходимая экспрессия, декоративность, резкие контуры позволили Лотреку начать создание рекламных плакатов для кабаре; кстати, именно благодаря им широкая парижская публика впервые познакомилась с работами молодого художника.
В 1893 г. организуется первая персональная выставка Ту-луз-Лотрека. Во всех его картинах, плакатах, литографиях критики отмечали глубину восприятия, анализа человеческой сущности вкупе с художественной точностью. Его жесткая независимость во взгляде на людей, отсутствие какой бы то ни было жалости позволяли выхватывать самую суть трагедии личности, внешними деталями раскрывать внутренний мир человека. Работы Лотрека пользовались все большей и большей популярностью, вокруг его выставок царил ажиотаж, появились даже подделки его картин. Художник жил «полной жизнью», устроив мастерскую в публичном доме; его «героини» – «продавщицы дешевой любви» – были окружены его вниманием и любовью, пожалуй, никто и никогда более не будет окружать их таким глубоко проникающим пониманием и принятием...
Заказы на работы художника поступали все чаще и чаще. Вдохновленный успехом, он с жаром брался за работу, осваивая попутно и технику литографии. Прекрасного качества эстампы поступают в продажу и быстро распродаются. Лотрека представляют на выставках по всей Европе – Антверпен, Ик-сель, Брюссель принимают его благосклонно. Однако бесконечное пьянство, разгул, выматывающий темп жизни сделали свое дело – доведенного до белой горячки Лот-река друзья поместили в психиатрическую лечебницу. Лечение не дало должного эффекта, истощенный художник был вскоре полностью парализован и, окончательно обессиленный туберкулезом, умер в возрасте 37 лет. Наиболее известные из работ Тулуз-Лотрека: «Портрет Ван Гога», «Цирк Фернандо. Наездница», «Бал в Мулен де л а Галет», «Прачка», «Портрет Луи Паскаля», «В салоне на улице Мулен», «Туалет», «Сидящая клоунесса», «Модистка», «Мессалина на троне». Мастерство рисовальщика особенно ярко проявлялось в театральных афишах Тулуз-Лотрека, отличающихся графической легкостью, лаконизмом, декоративной броскостью цвета, гибким рисунком.