Жорж Сера - Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жат
Французский живописец, основоположник неоимпрессионизма Жорж Сера вошел в историю искусства как один из наиболее талантливых живописцев конца XIX в. Карьера Сера началась довольно обыденно – муниципальная художественная школа в Париже, затем Школа изящных искусств. Не входя изначально в число самых одаренных учеников, он кропотливым трудом искал самые необычные и трудные для реализации пути в искусстве, не зацикливаясь на строгих академических концепциях. Рано заинтересовавшись работами Делакруа, он был фактически поглощен идеей, согласно которой цветом можно было управлять, зная особые закономерности, подобные нотной грамоте. Для более удобного и тщательного исследования взаимодействия цветов Сера создал специальное устройство. Это был круг, на который были последовательно нанесены 7 цветов радуги, стыкующиеся друг с другом промежуточными тонами, к примеру, между желтым и зеленым располагался желто-зеленый и т.д.; обод кольца составлял чисто белый цвет, который смешивался с цветами круга, давая всю гамму оттенков основных и дополнительных цветов. Развивая в дальнейшем «цветовые» исследования, Сера создает целую систему, позволяющую достаточно просто достигать необходимого цветового эффекта на полотне при постоянном освещении.
Год военной службы в Бретани не охладил пыла молодого Сера, по возвращении в Париж он с новыми силами принялся совершенствовать цветовую технику. Довольно скоро он прекрасно умел гармонично управлять светлыми и темными цветовыми массами, тонами и полутонами, его зарисовки всегда были пунктуально точны «по контрастам и градациям». В 1883 г. портрет его друга Аман-Жана принимается в Салон – крупнейшую парижскую выставку, на которой были представлены работы самых маститых живописцев. На выставке «Независимых» в 1884 г. работы Сера были замечены Синьяком, обратившим внимание на необычную манеру письма молодого художника – широкие мазки, сочетание чистых и земляных тонов создавали ощущение приглушенности цвета, не характерной для распространенной в то время техники импрессионистов. Знакомство двух живописцев казалось взаимовыгодным – Синьяк перенимал развитую Сера теорию цвета, Сера же изменил собственную палитру, исключив из нее земляные краски.
Сера был приверженцем нового в искусстве: смелого эксперимента, отказа от априорного восприятия формы и компоновки вещей, навязанного искусству извне, видения окружающего мира не «глазами», а ощущением. Для его раннего творчества характерно стремление к примирению искусства и науки. Он был одной из центральных фигур в объединении молодых литераторов, регулярно собиравшихся и дискутировавших о путях развития современного искусства; непосредственным лидером группы являлся поэт Р. Каза – ближайший друг Сера.
Работа над картиной «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жат» велась полгода, на протяжении которых Сера приезжал на тот самый остров Гранд-Жат, излюбленное место отдыха парижан, и делал зарисовки, «высматривая» персонажи для будущей композиции: матери с ребенком, дамы в модном платье с турнюром и т.д. После необходимых наблюдений и эскизов работа перешла в мастерскую художника, уже здесь составлялась композиция. Техника выполнения работы отличалась некоторыми нововведениями, впоследствии она получила название пуантилизма. Суть этой методики сводится к тому, что мелкими мазками цельное живописное полотно как бы разбивается на отдельные фрагменты, цвет же наносится однородными точками очень близко друг к другу. На расстоянии точки сливаются, создавая видимость притягивающе поблескивающего образа. Сами разноцветные мазки наносились На предварительно наложенный слой пигмента; именно он и собирал» рассеянные порознь цветовые точки. Первый показ картины состоялся на выставке импрессионистов в 1885 г. Выставка вызвала живой интерес, работа Сера заинтересовала многих – самый яркий экспонат был заведомо окружен многочисленными слухами. Показ картины произвел определенный фурор в художественной среде, новые стиль и техника были не приняты не только критиками, но и некоторыми художниками. Говорили, что нововведения окончательно стирали почерк художника.
На Сера обрушился поток негативных, доходивших до откровенных оскорблений отзывов. Только год спустя после первой выставки Сера появился человек, восхитившийся работами молодого художника и признавший рождение нового направления в живописи; это был Феликс Фенеон. В своих критических статьях он подробно описал метод, предложенный Сера, подчеркнув его безусловное право на существование. По словам Фенеона, «Гранд-Жат» представлял собой единое живописное полотно. Абсолютное отсутствие случайных мазков и показного блеска, характерного для большинства работ импрессионистов, являлись отличительными особенностями изобразительной манеры Сера. Работы Сера выставлялись на последней выставке импрессионистов в 1886 г. Вместе со своими «собратьями по перу» – Синьяком, Писсарро – он представлял новое направление в живописи, т.н. неоимпрессионизм, разработанный живописцем и его друзьями практически от начала и до конца.
В следующем году Сера и Синьяк устроили самостоятельную выставку в Брюсселе и были жестоко осмеяны. В 1891 г. Сера организовал «Салон независимых» в память о Ван Гоге. Общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, определял некую одинаковость произведений неоимпрессионистов, хотя в них были и характерные для импрессионистов трепетное ощущение света, и чувство массы. В картинах Сера есть четкость и завершеннось, желание не синтезировать пейзаж, а зафиксировать увиденное, мгновенное, что отличало его от этюдности картин импрессионистов. Сера умер, заразившись дифтерией, едва переступив порог 30-летия. Его последователи с горечью говорили о том, что основоположник глобального направления в изобразительном искусстве после смерти был незаслуженно оставлен в тени на долгие годы.Французский живописец, основоположник неоимпрессионизма Жорж Сера вошел в историю искусства как один из наиболее талантливых живописцев конца XIX в. Карьера Сера началась довольно обыденно – муниципальная художественная школа в Париже, затем Школа изящных искусств. Не входя изначально в число самых одаренных учеников, он кропотливым трудом искал самые необычные и трудные для реализации пути в искусстве, не зацикливаясь на строгих академических концепциях.
Рано заинтересовавшись работами Делакруа, он был фактически поглощен идеей, согласно которой цветом можно было управлять, зная особые закономерности, подобные нотной грамоте. Для более удобного и тщательного исследования взаимодействия цветов Сера создал специальное устройство. Это был круг, на который были последовательно нанесены 7 цветов радуги, стыкующиеся друг с другом промежуточными тонами, к примеру, между желтым и зеленым располагался желто-зеленый и т.д.; обод кольца составлял чисто белый цвет, который смешивался с цветами круга, давая всю гамму оттенков основных и дополнительных цветов. Развивая в дальнейшем «цветовые» исследования, Сера создает целую систему, позволяющую достаточно просто достигать необходимого цветового эффекта на полотне при постоянном освещении. Год военной службы в Бретани не охладил пыла молодого Сера, по возвращении в Париж он с новыми силами принялся совершенствовать цветовую технику. Довольно скоро он прекрасно умел гармонично управлять светлыми и темными цветовыми массами, тонами и полутонами, его зарисовки всегда были пунктуально точны «по контрастам и градациям». В 1883 г. портрет его друга Аман-Жана принимается в Салон – крупнейшую парижскую выставку, на которой были представлены работы самых маститых живописцев.
На выставке «Независимых» в 1884 г. работы Сера были замечены Синьяком, обратившим внимание на необычную манеру письма молодого художника – широкие мазки, сочетание чистых и земляных тонов создавали ощущение приглушенности цвета, не характерной для распространенной в то время техники импрессионистов. Знакомство двух живописцев казалось взаимовыгодным – Синьяк перенимал развитую Сера теорию цвета, Сера же изменил собственную палитру, исключив из нее земляные краски. Сера был приверженцем нового в искусстве: смелого эксперимента, отказа от априорного восприятия формы и компоновки вещей, навязанного искусству извне, видения окружающего мира не «глазами», а ощущением. Для его раннего творчества характерно стремление к примирению искусства и науки. Он был одной из центральных фигур в объединении молодых литераторов, регулярно собиравшихся и дискутировавших о путях развития современного искусства; непосредственным лидером группы являлся поэт Р. Каза – ближайший друг Сера.
Работа над картиной «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жат» велась полгода, на протяжении которых Сера приезжал на тот самый остров Гранд-Жат, излюбленное место отдыха парижан, и делал зарисовки, «высматривая» персонажи для будущей композиции: матери с ребенком, дамы в модном платье с турнюром и т.д. После необходимых наблюдений и эскизов работа перешла в мастерскую художника, уже здесь составлялась композиция. Техника выполнения работы отличалась некоторыми нововведениями, впоследствии она получила название пуантилизма. Суть этой методики сводится к тому, что мелкими мазками цельное живописное полотно как бы разбивается на отдельные фрагменты, цвет же наносится однородными точками очень близко друг к другу. На расстоянии точки сливаются, создавая видимость притягивающе поблескивающего образа. Сами разноцветные мазки наносились На предварительно наложенный слой пигмента; именно он и собирал» рассеянные порознь цветовые точки.
Первый показ картины состоялся на выставке импрессионистов в 1885 г. Выставка вызвала живой интерес, работа Сера заинтересовала многих – самый яркий экспонат был заведомо окружен многочисленными слухами. Показ картины произвел определенный фурор в художественной среде, новые стиль и техника были не приняты не только критиками, но и некоторыми художниками. Говорили, что нововведения окончательно стирали почерк художника. На Сера обрушился поток негативных, доходивших до откровенных оскорблений отзывов. Только год спустя после первой выставки Сера появился человек, восхитившийся работами молодого художника и признавший рождение нового направления в живописи; это был Феликс Фенеон. В своих критических статьях он подробно описал метод, предложенный Сера, подчеркнув его безусловное право на существование. По словам Фенеона, «Гранд-Жат» представлял собой единое живописное полотно. Абсолютное отсутствие случайных мазков и показного блеска, характерного для большинства работ импрессионистов, являлись отличительными особенностями изобразительной манеры Сера.
Работы Сера выставлялись на последней выставке импрессионистов в 1886 г. Вместе со своими «собратьями по перу» – Синьяком, Писсарро – он представлял новое направление в живописи, т.н. неоимпрессионизм, разработанный живописцем и его друзьями практически от начала и до конца. В следующем году Сера и Синьяк устроили самостоятельную выставку в Брюсселе и были жестоко осмеяны. В 1891 г. Сера организовал «Салон независимых» в память о Ван Гоге. Общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, определял некую одинаковость произведений неоимпрессионистов, хотя в них были и характерные для импрессионистов трепетное ощущение света, и чувство массы. В картинах Сера есть четкость и завершеннось, желание не синтезировать пейзаж, а зафиксировать увиденное, мгновенное, что отличало его от этюдности картин импрессионистов.Сера умер, заразившись дифтерией, едва переступив порог 30-летия. Его последователи с горечью говорили о том, что основоположник глобального направления в изобразительном искусстве после смерти был незаслуженно оставлен в тени на долгие годы.