Поль Сезанн - Гора Святой Виктории, Игроки в карты
Поль Сезанн является художником, подытожившим путь, пройденный мастерами кисти в XIX столетии. Его живописи свойственно нечто совершенно новое: полный отказ от использования светотеней и линий и отдача игре насыщенными цветами; именно так он умел «организовать свои впечатления». Сезанн родился в семье состоятельного банкира. Уже с малых лет мальчик проявлял склонность к живописи, изрисовывая стены дома углем и необыкновенно радуя мать своими первыми успехами. В колледже Сезанн завязывает тесные дружеские отношения с «гонимым» неудачником Эмилем Золя, а затем и с Батистеном Байлем; неразлучная троица скрепляет верность нерушимой клятвой дружбы, увлеченные, одухотворенные юноши останутся верны друг другу и в славе, пришедшей к ним еще при жизни.
Пятнадцатилетний Сезанн получает похвальный лист за живопись, в 16 лет поступает в школу рисования. После разлуки с Золя юный Сезанн, как никогда, увлекается занятиями живописью и делает первые серьезные успехи. В 19 лет Сезанн по настоянию отца поступает на юридический факультет, все больше и больше проникаясь желанием посвятить свою жизнь искусству. После нескольких лет упорной «борьбы» с желаниями своего отца Сезанну все-таки улыбается удача – окрыленный надеждой Поль в возрасте 22 лет приезжает в Париж, где, готовясь к поступлению в Академию художеств, поступает в мастерскую Сюиса, там он проводит все свое свободное время. Интересно, что вся школа заключалась в предоставлении ученикам за определенную плату места и натурщиков для рисования. Сюиса не давал своим ученикам никаких уроков, не читаллекций и не передавал «тайн» мастерства, но вместе с этим в мастерской велись бесконечные споры, возводилась крамола на существующую и уважаемую «официальную» живописную школу. Через мастерскую Сюиса прошли в свое время и Писсарро, и Мане, и Моне. Взрослеющий Сезанн тоже получил там прекрасную школу, повлиявшую на становление его художественного мастерства.
Молодой художник не выдерживает «парижского накала» и, собрав вещи, возвращается в дом отца, поступая на работу банковским служащим. Однако «сыновний порыв» оказался кратким – рутина и мертвые цифры, недоступные художественному уму стратегии ведения финансовых сделок только обостряют желание рисовать, глаз художника непроизвольно примеряется к формам, подыскивая цветовое решение. И Сезанн вновь возвращается в Париж, в мастерскую. В его работах ощущается неуемный и грубый темперамент, чувственный и не находящий достаточной силы выразиться полностью. Работы Мане, выставленные художником в известном в Париже Салоне, наконец наталкивают Сезанна на путь самосовершенствования, теперь выработка педантичности, точности, чуть ли не монашеское смирение с кистью у холста, поиск плавных переходов цвета и линий, совсем не свойственных его былой манере, становятся принципами его работы. Только тогда, когда 30-летний Сезанн смог наконец обуздать свою бушующую натуру, победить «бессилие» выражения кипящих эмоций на полотне, он становится Сезанном.
Первая персональная выставка, устроенная друзьями Сезанна, приносит мастеру известность, которая выражается порой неприятием поклонниками классического стиля, смешками обывателей, не державших и кисти в руках, но при этом признанием самобытного великого таланта. Интересно, что картина «Дом повешенного», выставленная на продажу, была куплена как раз таким «противником» таланта Сезанна – графом Арманом Дориа. Граф пытался убедить собственного сына в явных недостатках полотна, но в итоге рассуждений все же пришел к выводу о «важных особенностях», скрытых в работе Сезанна и, безусловно, заслуживающих самого пристального к себе внимания. Одной из наиболее знаменитых является картина Сезанна «Картежники». Сам замысел картины уходит своими корнями во времена далекой юности живописца, именно тогда «Игроки в карты» Луи Ленена произвели на него неизгладимое впечатление. Направление художественного выражения замысла живописца впервые было названо уже после смерти Сезанна экспрессионизмом – деформацией реальной действительности для более полного выражения внутреннего мира художника.
Именно поэтому не пунктуальное «копирование действительности» ведет кисть Сезанна, а цветовой контраст и игра с тонами выводит на передний план характеры играющих. Контрастность цвета выражается в сочетании сине-фиолетового цвета куртки одного из играющих с желтыми тенями и красной занавесью. Мастерское владение бесчисленными нюансами цвета и создает необходимый эффект объема, цветовая же насыщенность в данном случае развивает общность композиции. Образы, не выделяемые четкими контурами, составляют единое целое именно посредством использования художником общей для всех фрагментов цветовой зоны. Крестьянин, написанный Сезанном, не имеет анатомической обособленности, как таковой, поскольку мастер нарочито отказывается от привычного подхода к изображению человека; для него видение натуры – это видение ее характера. Сезанн показывает собственным «видением» цельность и индивидуальность каждого из игроков.
Одна из ярких работ Сезанна – «Гора Святой Виктории». На картине – любимый и часто изображаемый художником пейзаж в его родном городке Эссексе. Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа. Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма. «Чистый рисунок, – писал Сезан, – это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки». Творчество Сезанна ознаменовало собой отказ от застывшей эскизной живописи импрессионистов. Новое понимание и ощущение этого мира, передаваемое преимущественно цветом и стилем, пришло в искусство с именем этого великого художника.