Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден (впрочем, точная дата рождения оспаривается рядом исследователей). Отец художника был мастером по изготовлению париков и брадобреем. В 1785 г. Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству, и после пяти лет учёбы в школе 15-летнего Тёрнера приняли в Королевскую академию искусства. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера была выставлена на ежегодную выставку Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 г. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а в 1802 г. стал её членом.
В дальнейшем Тёрнер много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «После Ватерлоо»). Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе; ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX в. Живописец скончался 19 декабря 1851 г.
Мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки – вот как называли его работы тогдашние критики.Действительно, после статических, привычных полотен дождь, ветер, пар и скорость Тернера ошеломляли. Надо было иметь смелость, чтобы писать так во времена отличной иллюстрации на моду того периода – "стекла Клода Лоррена" – монокля, который вставляли в глаз при рассматривании живописи. Желтый фильтр окрашивал картины в золотистые тона старины.
Но тогда Тернер казался чересчур свободным, даже распущенным. Слишком активные краски. Слишком много воздуха в кадре. Вместо уютных итальянских пасторалей – до неприличия беспредметные пейзажи. То, что до него было только фоном – солнце, туман, свет – главное действующее лицо в повествовании. Для передачи атмосферных эффектов он первым отказался от привычного темного грунта и перевел принципы акварельной живописи в масло. За светлоту палитры Тернер тут же заработал кличку "белого" художника – белый цвет считался не живописным, "не поддающимся дисциплине и гармонии".Даже Констеблю, который уважал и ценил Тернера, эксперимент показался слишком смелым: "Он сошел с ума от своего мастерства, рисует шафраном и индиго!".
Преданию анафеме, пожалуй, помешал тот факт, что талант Тернера был несомненным. В Англии беспрецедентный случай – в 15 лет он выставился в залах Королевской академии художеств, академиком стал в 27, а немного позже – и профессором в академических классах. Тернер – художник света, люминист. Иногда его называют первым абстракционистом, хотя работы, все же, не теряют реалистического изображения – цвет в них очень взвешен. Несмотря на яркость красок, оттенки сложные, открытых цветов практически нет. Кроме того, за, на первый взгляд, почти беспредметными композициями Тернера всегда стояли вполне реальные факты. По его собственным словам, он никогда не упускал случай лично наблюдать за явлениями природы.
Вот что предшествовало "Метели": "Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если останусь в живых". В то время ему было за шестьдесят.
Тернера многие считают импрессионистом, хотя вопрос о причисленииего к последним остается открытым. Моне, Дега, Ренуар и прочая когорта, несомненно, учились у Тернера. Понимание достаточности настроения, сложные эффекты светового и воздушного пространства – это импрессионизм.Но есть одно отличие. В живописи импрессионистов, пожалуй, более важно "как", а не "что". Общая живописность, игра красок, впечатление момента – на первом плане. В то время как для Тернера его пейзаж-катастрофа – средство для выражения внутренней идеи, некоего "катарсиса души и сознания".
Моне, при всем сходстве их произведений ("Впечатление. Восход солнца"), сообщал, что живопись Тернера была ему "антипатична из-за необузданного романтизма воображения", а влияние его – ограничено. Писсаро, признавая достижения Тернера, обвинял его в сочинительстве, преднамеренности эффекта, отсутствии стремления к правдивости. Тернер оставил огромное количество работ, законченных и незавершенных. Где какие – спорят до сих пор...