Купальщицы в живописи
Обнаженное женское тело всегда привлекало художников. И в этом нет ничего удивительного. Правда долгое время, примерно до начала 20 века, публика крайне негативно относилась к «обнажёнке». Нагота считалась приемлемой только для картин на античные сюжеты, так как эллины ничего постыдного в ней не видели. Другая «лицензионная» возможность изобразить на картине обнаженную натуру – это использование темы купания или омовения. В этом случае перед живописцем открывался практически необозримый простор для творчества. Картина «Купальщица» или «Купальщицы» есть в послужном списке многих художников, но больше всего этот сюжет был популярен среди французских мастеров. Не стоит думать, что все эти картины – неприкрытая эротика. Некоторые из них очень целомудренны, лишь оставляют большой простор для воображения, например «Купальщица в шляпе», «Купальщицы» (1892), «Сидящая купальщица» (1884) Пьера Ренуара, «Купальщица Мюлуз» Джошуа Чаплина, «Купальщица Вальпинсона» (1808) Жана Энгра, «Купальщица Сен-Тропе» (1906) Анри Лебаска, «Купальщицы» Эдварда Кукуэля, «Купальщица в сорочке» (1894) Берты Моризо, «Купальщицы» (1916) Вильяма Бугро и некоторые другие.
Одна из первых картин с названием «Купальщицы» датирована 1775 годом и создана французским художником эпохи рококо Жану Оноре Фрагонару. Полотно ничем не выделяется среди других работ этого периода: пастельные тона, беззаботность и «рюшечность». Но картина была хорошо принята публикой. Спустя практически два века (1853) работу с аналогичным названием закончил Густав Курбе и выставил ее на Осеннем Салоне в Париже. Но реализм художника вызвал непонимание у посетителей, его даже обвинили в том, что он изобразил лошадь, а не женщину. В 1863 году Жан Энгре закончил свою главную работу – «Турецкая баня». Ей он подвел итог своей долгой творческой жизни: эротизм, ориентализм, роскошь – все это и раньше использовалось художником, но впервые все это было собрано вместе. Картина была куплена принцем Наполеоном.
Дальнейшее развитие темы купальщиц в живописи связано с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Большим ценителем женской красоты был Огюст Ренуар. Известно его выражение, что он работает над изображением женского тела до тех пор, пока у него не появляется желание его ущипнуть. Ему принадлежат картины «Сидящая купальщица» (1884), «Купальщицы» (1887), «После купания» (1888), «Купальщица, расчесывающая волосы» (1893), «Купальщица, вытирающая ногу» (1910), «Купальщицы» (1918) и «Купальщицы» (1919). И это только самые известные работы мастера. Другой художник-импрессионист – Эдгар Дега – тоже не ограничивался изображением танцовщиц. Он любил рисовать женщин после принятия ванны, занимающимися своим туалетом: пастель «Сидящая женщина, вытирающая спину» (1885), «После купания» (1896), «Женщина, которой расчесывают волосы» (1888) – одна из самых совершенной и законченной среди других картин художника: великолепные пропорции обнаженного тела и совершенные техника исполнения. Но и «обычные» купальщицы не были обделены вниманием художника: «Две купальщицы на траве» (1896) «Лежащая купальщица» (1888). Большое внимание купальщицам и купальщикам в своем творчестве уделял Поль Сезанн – этот мотив прослеживается в течение 40 лет. Многие исследователи считают, что любовь художника к этому сюжета связанна с его воспоминаниями о времени в Эксе. Особого упоминания заслуживает картина «Купальщицы» 1900 года, хотя бы потому что они вдохновили Пабло Пикассо на создание полотна «Авиньонские девицы» - картины, которая ознаменовала возникновение кубизма. Вообще, тема купальщиц интересовала Пикассо на протяжении всей жизни, начиная от голубого периода и заканчивая сюрреализмом и последними работами 1980-х годов.
В отечественной живописи одна из первых подобных картин «Купальщицы» (1829) принадлежит Алексею Веницианову. Кстати, это не единственная его картина с подобным сюжетом. Признанным мастером ню-живописи был Виталий Тихов, которому принадлежит работа «Купальщицы. Прибой» (1913). А в 1917 году Кузьма Петров-Водкин завершил картину «Утро. Купальщицы». Спорить о красоте женского тела бессмысленно, и кто, как ни художники, должны её воспевать и ей восхищаться. Посмотрите на эти картины и вы обязательно согласитесь.