06.03.2015

Художник должен быть голодным


художник должен быть голодным

Всем известно выражение – художник должен быть голодным. Однако, социальный статус живописцев, а также их доходы разнились от эпохи к эпохе. Иногда профессия художника не могла прокормить его, а порой становилась одной из самых высокооплачиваемых и почитаемых.В Средние века любое творчество, в том числе и живопись, считалось не более чем ремеслом, разновидностью ручного труда. К тому же, отцы-схоластики разделяли все искусства на «свободные» и «механические». Первые способствовали постижению Божественной истины, а вторые, куда относились живопись и скульптура, были не более чем практическим навыком, и даже не считались умственным трудом. То есть в сознании средневекового человека не было разницы между штукатурщиком и художником.

художник должен быть голодным

Итальянский Ренессанс способствовал превращению живописцы из ремесленника в профессионала. Во многом это связано с изменением роли церкви в сознании людей – если средневековый художник считал свой труд трудом от Бога и для Бога, то в эпоху Возрождения талант живописца стал считаться его собственной заслугой. Даже работая по заказу Церкви, художник оставался самостоятельным. Он мог получать от покровителей различные чины и звания. Например, Папа Римских хотел возвести Рафаэля Санти в чин кардинала, но преждевременная смерть художника помещала этому. Финансовое благополучие художников зависело, прежде всего, от покровителей и количества заказчиков. Известно, что Леонардо и Микеланджело отбивали друг у друга заказчиков, а отношения между ними были мягко говоря «напряженными». Важную роль играла раскрученность имени художника – сам маэстро мог нанести на картину лишь несколько мазков и расписаться, а всю остальную работу выполняли его ученики. Современное восприятие художника, как субъекта творческой деятельности, появилось именно в эпоху Возрождения.

В 17 веке жизнь и творчество художника целиком и полностью зависела от короля и его окружения. Живописец мог быть влиятельным и обеспеченным, если находился при дворе и его картины нравились монарху. Придворным художникам иногда позволялось делать то, о чем другие даже могли думать. Так испанский король разрешил Веласкесу нарисовать обнаженную женщину в картине «Венера перед зеркалом» в самый разгар испанской инквизиции, считавшей любую «обнаженку» греховной. А Питер Пауль Рубенс был наместником испанского короля во Фландрии. Это высокий чин позволял художнику содержать огромную мастерскую с целей армией помощников, иначе живописец бы просто не справлялся с многочисленными заказами.

художник должен быть голодым

С 18 века с выходом на первый план буржуазии увеличивается и количество художников. Например, в Голландии даже простые лавочники считали нормально тратить на живопись около 3 тысяч гульденов в год, а украшать свои дома картинами стало нормой жизни. Это привело к обесцениванию статуса художника, а картины стали обычным товаром, который можно продавать и покупать. Живописцам приходилось бороться за внимание публики, реагировать на ее запросы, чтобы как-то выжить в условиях высокой конкуренции. Все чаще живопись становится увлечением, а на жизнь художнику приходилось зарабатывать другим способом. Например, один из сооснователей импрессионизма Арман Гийомен, смог полностью посвятить себя живописи только после того, как выиграл в лотерею 100 тысяч франков.

художник должен быть голодным

Начало двадцатого века подарило миру новый образ художника – чудаковатого маргинала с трагической судьбой. Идеальные примеры таких мастеров – Винсент Ван Гог и Фрида Кало. Художники-авангардисты 40-х годов всячески противопоставляли себя обществу, в том числе и карьеризму. Они считали, что настоящее искусство не может быть популярным у обычных людей, поэтому богатый художник – это «марионетка толпы». Однако в послевоенное время живописцы стали полагать, что творчество должно давать и финансовый результат. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Энди Уорхолл зарабатывали круглые суммы уже при жизни. Хотя общеизвестен тот факт, что Пикассо в молодости был вынужден растапливать печку своими картинами, а Дали, до своего знакомства с Галой, особым материальным достатком похвастаться не мог. В нашем веке для живописи важным критерием остается коммерческий успех и прибыль. Арт-бизнес делает искусство очень денежной отраслью. Возможно, сейчас просто обесценились деньги, но никогда раньше художники при жизни не получали 7-значные суммы за свои картины. Джефф Кунс, Дэмиэн Херст, Такеши Мураками, Никас Сафронов – эти люди обеспечили безбедную жизнь не только себе, но и своим детям. Однако сейчас коммерческий успех художника вовсе не говорит о его гениальности, а лишь о том, насколько удачно он интегрирован в арт-рынок.

назад к списку новостей »