Похищение Европы в живописи
Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.
Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.
Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей, и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Она никак не похожа на юную царевну. К тому же, Рембрандт изобразил сам момент похищения: мощный бык вспарывает водную гладь, а на лицах подружек Европы застыл невообразимый ужас. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Европа только-только уселась на спину быку, и он еще не собирается бросаться в бегство. Все спокойно и умиротворенно. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Полотно в первую очередь привлекает оригинальность мазка, он кажется рваным и незавершенным. Благодаря летящему купидону, создается впечатление, что бык с девушкой тоже парят в воздухе. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.
Жан Кузен старший. 1550
Паоло Веронезе. 1578
Петер Пауль Рубенс. 1630
Рембрандт.1632
Корнелис Шут I. 1640-1642
Франческо Альбани. 1645
Шарль-Жозеф Натуар. 1731
Франсуа Буше.1732-1734
Франческо Дзукарелли.1740-1750
Франческо Дзукарелли.1740-1750
Франсуа Буше. 1747
Французская школа. XVIII век
Себастьяно Конка
Клод Лоррен. 1667
Лука Джордано. 1675-1677
Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740
Ноэль-Николя Куапель.1727
Джованни Баттиста Тьеполо. 1725
Жан Батист Мари Пьер. 1750
Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869
Антонио Караччи
Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640
Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.
Похищение Европы. Николай Бурдыкин
Похищение Европы