01.03.2015

Похищение Европы в живописи


Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей, и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Она никак не похожа на юную царевну. К тому же, Рембрандт изобразил сам момент похищения: мощный бык вспарывает водную гладь, а на лицах подружек Европы застыл невообразимый ужас. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Европа только-только уселась на спину быку, и он еще не собирается бросаться в бегство. Все спокойно и умиротворенно. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Полотно в первую очередь привлекает оригинальность мазка, он кажется рваным и незавершенным. Благодаря летящему купидону, создается впечатление, что бык с девушкой тоже парят в воздухе. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.

Жан Кузен старший. 1550

Паоло Веронезе. 1578



Петер Пауль Рубенс. 1630

похищение европы в живописи

Рембрандт.1632

похищение европы в живописи

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

возрождение европы в живописи

Шарль-Жозеф Натуар. 1731

Франсуа Буше.1732-1734

похищение европы в живописи

Франческо Дзукарелли.1740-1750


Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

похищение европы в живописи

Себастьяно Конка

похищение европы в живописи

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

похищение европы в живописи

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Ноэль-Николя Куапель.1727

Джованни Баттиста Тьеполо. 1725

похищение европы в живописи
Жан Батист Мари Пьер. 1750


Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869


Антонио Караччи


Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640




похищение европы в живописи

Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.


Похищение Европы. Николай Бурдыкин


Похищение Европы

назад к списку новостей »