Школа реки Гудзон
«Школа реки Гудзон» - американская школа пейзажной живописи, которая возникла в 1820 году под влиянием романтизма. К ней относилось более 50 художников, которые стали изображать природу вокруг реки Гудзон (поэтому школы получило такое название). Ее представители на своих картинах воспевали дикую природу Северной Америки, стараясь показать, что своей святостью и естественностью дикая природа остается стандартом чистоты. Важной заслугой школы реки Гудзон является то, что благодаря деятельности ее членов появились первые национальные парки. Основателем школы является американский живописец Томас Коул, наиболее яркие представители: Ф. Черч, А. Бирштадт, Т. Моран и Е. Дюранд.
Томас Коул родился в Англии в 1801 году. В 1818 году его семья эмигрировала в Америку, где Томас увлекся живописью. Коул первым в США стал изображать на картинах дикую природу, за что был провозглашен основателем школы. Большое влияние Коула оказал английский художник-пейзажист Уильям Тернер. Томас Коул считал, что девственная природа дает человеку возможность познакомиться с рукой Бога. Художник верил, что первозданный американский пейзаж – это новый Эдемский сад, а живописцы сохраняют ключ от его входа.
Наиболее значимыми картинами представителей школы реки Гудзон считаются следующие полотна: «Водопал Каатерскил», «Гора Форд», «Вид на Катскил. Ранняя осень» Т. Коула; «Айсберг», «Ниагара», «Осенний ландшафт», «Пейзаж реки Гудзон на закате», «Сердце Анд», «Сумерки в дикой природе» Ф. Черча; «Йосемитская долина», «Путь бизонов. Приближение грозы», «Вид на Скалистые горы» А. Бирштадта; «Гранд Каньон Йелоустоуна», «Ущелье Колорадо», «Гора святого Креста», «Три Тетон» Т. Морана; «Скалы Клиф», «Пейзаж реки Гудзон», «Гора Хук» Э. Дюрана.
На сегодняшний день, бесспорным является тот факт, что художники школы Гудзон, обратив внимание американской общественности на красоту родной природы, стали одной из причин создания в США национальных парков, в том числе Йеллоустонского, Йосемитского и Гранд Каньон. На рубеже 19 и 20 веков школа реки Гудзон получила несколько направлений в развитии. Например, люминисты, к которым относились Дж. Харви, и М. Ход, увлеклись «особым американским светом», так как находили в нём изящную поэзию. Другим важным направлением считается тонализм – доминирование на пейзаже тумана или воздушного пространства. Наиболее яркие представители тонализма – Джордж Иннес и Джеймс Уистлер Считается, что это направление возникло под влиянием барбизонской школы. В настоящее время в Штатах многие художники поддерживают и развивают традиции школы реки Гудзон. Среди них стоит отметить С. Лимана.