Образ Пандоры в европейской живописи
Выражение «ящик Пандоры» (источник проблем и несчастий) знакомо практически каждому. Вероятно, кто-то знает древнегреческий миф, который подарил это словосочетание. Древние греки считали, что Пандора – это первая женщина на Земле, созданная Гефестом по приказу Зевса после того, как Прометей украл у богов огонь для людей. Боги создали ее для наказания, и каждый чем-то наградил ее: красотой, хитростью, сладкоречием и любопытством. На Земле Пандора стала женой младшего брата Прометея. И все было хорошо до того момента, когда она узнала, что у них в доме хранится некий ящик или сосуд, подаренный богами, который ни в коем случае нельзя открывать. Но любопытство взяло верх, и однажды Пандора открыла этот ящик и выпустила на свет все беды и несчастья. Только на самом дне осталось немного надежды.
Миф о ящике Пандоры достаточно популярен в искусстве, особенно в кинематографе и литературе. До сих пор используется устойчивое выражение «открыть ящик Пандоры». Не обделили вниманием Пандору и художники, наиболее известная работа на этот сюжет принадлежит английскому художнику Джону Уильяму Уотерхаусу. На картине «Пандора перед ящиком» (1883) изображена очень красивая девушка. Ее полуобнаженная неподвижная фигура находится в центре картины, что создает ощущение безысходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет. Чтобы усилить чувство трагичности происходящего Уотерхаус использует специфичный сумрачный колорит (оттенки коричневого, серого, болотно-зеленого), на фоне которого обнаженное женское тело еще больше привлекает внимание и кажется незащищенным на фоне мрачного леса на заднем плане.
Лицо Пандоры является центром композиции, оно выделено цветом и светом. Художник немного отошел от классического мифа и изобразил неподдельное удивление на ее лице, словно она открыла ящик не по злому умыслу, а по незнанию. Ларец, который открыла Пандора, необыкновенно красив, поэтому неудивительно, что он привлек ее внимание. Кстати, он расположен на картине так, что попадает в поле зрения немного раньше самой Пандоры. Есть картина «Пандора» и у основателя братства прерафаэлитов Данте Россетти. В качестве первой женщины на Земле художник изобразил свою возлюбленную – Элизабет Сиддал. Пандора Россетти держит в руках ларец, а ее лицо полно решимости завершить задуманное. А вот французский символист Редон Одилон свою «Пандору» (1912) изобразил задумчивой на нежном фоне из цветов и сумеречного неба. Вообще, для символизма характерно обращение к древнегреческим мифам. Такая же задумчивая женщина изображена на картине «Пандора с ларцом» (1882) Жюля Лефевра. Этот художник специализировался на изображении прекрасных девушек. И именно женскую красоту он старался подчеркнуть у Пандоры, так как для него она в первую очередь женщина. Одно из самых ранних изображений Пандоры принадлежит голландскому художнику Николя Ренье. На своей картине «Аллегория суеты» (1626) он изобразил женщину (Пандору) открывающую сосуд, стоящий на столе. Эта работа также примечательна тем, что художник старается совместить портрет и натюрморт в жанре ванитас.