Дубы в живописи
Нет среди деревьев более привлекательного образа, чем могучий дуб. Сотни художников всех времен изображали его на своих картинах. Эти деревья всегда привлекали людей своей мощью, седой стариной, узнаваемостью, мистической составляющей. У многих народов дуб был божественным деревом. Они вдохновляли живописцев, пробуждали в них чувство прекрасного.
Европейская живопись
Для европейского сознания дуб всегда был самым величественным среди деревьев. Одним из первых изобразил дуб на своей картине Рафаэль. Полотно «Святое семейством под дубом» было создано им в 1518 году. Рафаэль использовал библейский сюжет – святое семейство и Иоанн Креститель, которые отдыхают под старым дубом. Следующая серьезная работа датирована началом 17 века. Голландский художник Якоб ванн Рейсдал обратил внимания на дубы. Ему принадлежат картины «Водопад в дубовом лесу» и «Большой дуб». На картине «Большой дуб» вековое дерево стало центром сельской жизни, около него разместились крестьяне, занимающиеся своими ежедневными делами. На картине другого знаменитого голландского художника Яна ванн Гойена «Пейзаж с дубом» главным «персонажем» стал древний, кряжистый дуб. Другая картина этого же мастера называется «Пейзаж с двумя дубами». Немецкий художник Давид Фридрих считался ценителем природы, особенно его восхищали древние леса. Он одним из первых в Германии стал рисовать старые деревьев, в основном дубы: «Старый дуб с гнездом аиста», «Дуб зимой». Он находил красоту в этих причудливых вековых деревьях с обломанными и сухими ветками без листвы, которые сквозили одиночеством на фоне меланхолического безлюдного пейзажа. Большое внимание дубам уделяли и приверженцы барбизонской школы. В Барбизоне была создана одна из главных работ течения – «Дубы в Апремоне» Теодора Руссо. Это радостный залитый солнцем пейзаж. Картина написана таким образом, что зритель видит неосвещенную сторону деревьев и отбрасываемые ими тени. Поэтому дубы отчетливо выделяются на фоне летнего неба. Теодору Руссо также принадлежит и полотно «Группа дубов в лесу Фонтенбло». Другие работы барбизонцев: «Дубы у дороги», «Старый дуб», «Дубы у пруда», «Дуб на болоте» Жюля Дюпре. В французской живописи дубы встречаются не только на работах барбизонских художников: Камиль Коро «Черный дуб в Фонтенбло», «Лес Фонтенбло. Дуб», «Дуб в деревне», Клод Моне «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло».
Американская живопись
В начале 19 века в Америке была создана национальная школа пейзажной живописи, которая получила название «Школы реки Гудзон». Ее представители считали, что природа, не тронутая человеком, лучше воспринимается человеком. Кроме ландшафтов девственной природы живописцы школы Гудзон любили изображать старые деревья. Достаточно известны картины «Дуб» Альберта Бирштадта, «Дубы осенью» Джорджа Инесса, «Уединенный дуб» Ашера Дюранда.
Русские живопись
Мощные, кряжистые древние великаны всегда волновали лучших русских художников: «Пейзаж с дубами и пастушком», «Дубы» А.К. Саврасова, «Старый дуб» Л.Л. Каменева, «Дуб в Домотканово» В.А. Серова, «Дуб» М.В. Нестерова, «Ахтырский дуб» В.М. Васнецова, «Дубовый лес в окрестностях Ревеля» Е.Э. Дюкера, «Дубы. Ясная Поляна» И.П. Похитонова. Даже известный ценитель березок И.И. Левитан несколько раз обращался к дубам: «Дуб», «Ствол распускающегося дуба», «Дуб на берегу реки». Архип Куинджи, признанный мастер светотени, в картине «Дубы» изобразил обобщенный образ дубов. Художник объединил земные объекты природы (дубы) с неземными (облаками). Это создает ощущение торжества природы, которая наполнена земными и небесными соками.
Сказочная картина «Дуб и дриады» принадлежит перу Казимира Малевича. На дубе, одетом в красный осенний наряд, расположились обнаженные дриады. Карл Брюллов запечатлел на своих картинах всемирно известный Мамврикийский дуб «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» Художник изобразил Мамврикийский дуб невысоким (до 15 м), но очень толстым (примерно 7-8 м в обхвате). Этот дуб стоит до сих пор в городе Хавроне, в 30-ти километрах от Иерусалима. Правда, в 21 веке он засох окончательно.
Выдающийся мастер пейзажа Иван Шишкина больше всего любил мощные дубы, из-за затаенной силы, и корабельные сосны, благодаря их изяществу. Картина «Дубы» одна из самых известных знаменитых работ мастера. Три молодых дуба (всего-то по сто лет каждому) изображены на солнечной поляне. Через пышные крон заметны участки синего неба. От пейзажа веет радостью и летним зноем. Совсем другое настроение вызывает другая картина мастера «Срубленный дуб в Беловежской пуще». Уничтоженный пилой многовековый дуб лежит на переднем плане. О его возрасте говорит заросший зеленым мхом ствол.
Известна история создания картины «Среди долины ровныя». За год до этого у художника умерла жена. Художник очень тяжело переживал потерю. И однажды, гуляя по долине, Шишкин увидел величественный одинокий дуб. В нем художник узнал себя – одинокого, но не сломленного временем и бурями. После этой встречи у художника «открылось второе дыхание». Дубы также изображены на картинах: «Мордвиновские дубы», «Дубы в старом Петергофе», «Дубы. Вечер», «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», «Дубы», «Дуб, освещенный солнцем».
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Дубы.
1855.
Гляжу на дуб уединенный,
И мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
А. Пушкин.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Старый дуб у обрыва над рекой.
1857.
В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитал о дубе: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногих, а орёл между птиц. И дуб сделался эмблемой высоты, силы, долговечности».
Я вспомнил дуб возле литовского села Стелмужи – он родился около двадцати веков назад и живёт себе поживает. Под Москвой, в парке Ленинские Горки, сохранился дуб – ровесник Москвы. Неподалёку от Запорожья есть дуб, которому более семисот лет, под ним запорожцы писали своё знаменитое письмо турецкому султану. В городском парке Риги я стоял возле дуба, посаженного Петром I.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Летний пейзаж с дубами.
Середина 1850-х.
Когда-то область дуба была куда шире, просторнее: северный его пост касался берегов Белого моря, восточный – хребтов Урала. Две-три тысячи лет назад дуб в русских лесах был, говоря языком науки, основной лесообразующей породой. …Теперь это царственное дерево редко поднимается выше шестидесятой параллели, а всего на долю дубовых насаждений приходится чуть больше половины процента от всех площадей наших лесов.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Дуб.
1850-е.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
А. Фет.
31 декабря 1883.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Дубки.
1850-е.
А теперь пойдём за дубом с запада на восток. Применяясь к условиям среды, дуб, как никакое другое дерево, своенравно меняет свою «зелёную свиту», окружает себя наиболее подходящими, я бы сказал, преданными породами. Самые богатые дубравы Заднепровья включили в свои царственные владения граб, явор. Продвигаясь на восток, дуб потихоньку расстаётся с ними, приближает к себе ясень, клён полевой. В Заволжских степях этих пород почти не встретишь – тут, как в песне, к дубу перебралась рябина, а также липа, клён остролистный.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с дубами и пастушком.
1860.
Дуб:
1. Крупное лиственное дерево семейства буковых, с плотной древесиной, имеющее плоды – жёлуди.
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. (Л. Толстой. Война и мир.)
2. Разг. О нечутком, глупом человеке.
Дуб – это человек с слишком прямым, негибким мышлением, без эмоций, не понимающий и не чувствующий юмора, иронии. (М. Калинин. О коммунистическом воспитании.)
3. Обл. Род большой лодки на Дону, Днепре.
Днём и ночью по реке сновали тяжёлые рыбацкие дубы. (Закруткин. Плавучая станица.)
Словарь русского языка. «Русский язык». 1981.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Дубы на берегу.
1867.
Род дуба объединяет около двухсот пятидесяти видов. Дуб летний, дуб зимний, дуб душистый, дуб монгольский, дуб красный, дуб крупнопыльниковый. И у каждого, разумеется свои особенности.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Дубы.
1900-1905.
Иван Иванович Шишкин.
Дуб на берегу Финского залива.
1857.
Кто из вас не видел, не любовался старыми дубами? В вершинах одиноких развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубки.
1857.
Когда-то зелёные дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. Подмытые вешними водами, стволы старых дубов падали в воду, лежали на дне реки, которая заносила их песком и илом. Дуб не гниёт в воде. Пролежав десятки и сотни лет на дне реки, древесина дуба становится чёрной. Некогда из такого морёного дуба делали дорогую прочную мебель.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубки под Сестрорецком.
1857.
Владыкой леса дуб ещё когда станет, годы и годы пролетят, а вот в молодости, в отличие от ряда других пород, дуб растёт крайне медленно. Он не торопыга, как, например, тополь. В молодости дуб не тянется к небу, зато обильно кустится.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Иван Иванович Шишкин.
Дубы.
1865.
Могучий дуб.
Рос когда-то в нашем поле
Дуб высокий и могучий,
Широко он на приволье
Мощные раскинул сучья.
«Жил тогда народ на свете
Исполинских сил и роста,
Через лес гиганты эти
Перешагивали просто.
В путь отправившись далёкий,
Сын того народа младший
Через дуб шагнул высокий,
Свод небесный подпиравший, -
Порвалась у великана
Правая пола кафтана…»
Так рассказывали деды…
Но давно всё это было,
Нет от дуба даже следа;
Молния его спалила.
О народе-великане
Редко кто теперь вспомянет…
Только я, когда измучит
Буря сердце, постоянно
Вспоминаю дуб могучий…
И о шаге великана
Никогда я не забуду!
С. Чавайн.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Старый дуб.
1866.
Прибежище духов.
Когда волшебство распространилось по всем лесам Европы, ни одно дерево так не почиталось, как могучий дуб – Властелин Леса, как называли его летописцы. В шелесте его листьев можно услышать голос гамадриады, духа этого дерева, чьё лицо проступает на его морщинистой коре как сквозь тёмное стекло. Другие духи, которым во многих странах давали различные названия, живут в ветвях, листьях и корнях дуба.
Из обитателей дерева наиболее заметны эльфы – маленькие грубоватые мужчины и грациозные женщины, которых можно увидеть, когда они танцуют на ветках под пение сверчков и кваканье лягушек в искрящемся свете летнего дня. Гораздо труднее обнаружить германских Древесных Дев – добродетельных фей, хорошо разбирающихся в лечебных свойствах растений. Они маскируют свои старые, морщинистые лица и тела мхом, который плетут, чтобы укрывать им корни деревьев.
В Германии в корнях деревьев живут крошечные коболды – зловредные эльфы, настоящий бич домохозяев. Но их можно задобрить едой. В Италии сальванелы обитают в дуплах дубов. Эти игривые бесенята в поношенных красных комбинезонах или коротких кожаных куртках очень любят воровать у крестьян молоко и до изнеможения загонять их лошадей.
В Швеции большую рогатую сову, летающую по лесу в сумерках и живущую на ветвях дубов, считают очень опасным лесным эльфом, который может менять свой облик. Они называют его скогсра. А в Британии полагают, что полевые цветы – первоцвет, чабрец, наперстянка и колокольчик, растущие у подножия дубов, скрывают в себе пилливигинов. Эти крошечные волшебные существа могут жить там, куда доберётся только пчела.
Феи и эльфы. Москва. «Терра». 1996.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубовый лес.
1869.
Лишь для несведущего человека дубравы на одно лицо, всё под одну гребёнку. Не так это. Есть сухой дубняк. Есть голодающий дубняк. Есть субдубрава. Есть просто дубрава. Есть дубняк-лог. Есть дубняк припойменный. Есть дубняк пойменный. Лесоводы в этом замечательно разбираются. Они сразу определят: сухие почвы – значит, сухой дубняк. Свежая песчаная почва? Значит, тут дубняк голодающий. На свежей супеси вымахает, как правило, субдубрава, а на свежем суглинке – просто дубрава. А вот проточно-сырая почва. Здесь дубняк-лог.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
На покосе в дубовой роще.
1874.
Побывал я не столь давно в знаменитом Теллермановском лесу Воронежской области. Как у любой страны есть столица, так у «дубравного государства» столицей может считаться славный Теллермановский лес. Тут представлены все типы наших дубрав, и неспроста это место избрано для изучения лабораторией лесоведения Академии наук СССР.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
На окраине дубового леса.
1882.
На юге живёт у нас большой и рогатый жук-олень. Воистину, прямо-таки оленьи рога у него!
Пристрастная склонность у этого жука к дубовому соку. Там, где обильно он истекает из-под коры древесных суков, собираются жуки-рогоносцы на «водопой». Порой не один десяток их сюда прилетает. Сок пьют и дерутся. Как олени «бодаются». Кто кого, поддев рогами, быстрее сбросит с сука. И челюстями кусают друг друга, а челюсти у них очень мощные.
В финале такого сражения обычно лишь один самый сильный жук остаётся у сладкого источника. Но скоро претенденты возвращаются, и победитель вновь вступает в борьбу.
Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к нему у жуков вполне понятная, хотя не всё ещё в этом деле ясно. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются. Дубовый же сок для них – «хмельное питие».
И. Акимушкин. Причуды природы. Москва. 1992.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке).
1886.
Наиболее важное значение в растительном покрове и лесном хозяйстве имеет дуб черешчатый, или летний (Q. robur), - одна из основных лесообразующих широколиственных пород России. В первые 10 лет жизни растёт медленно. Наиболее интенсивный рост в высоту – в 20-80 лет, а впоследствии происходит преимущественно утолщение ствола и ветвей. Обычно достигает 400-500-летнего возраста, но отдельные особи живут 1000 и более лет, достигая 4 м в диаметре.
Большая Российская энциклопедия. Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубки.
1886.
Недавно болгары раскопали на берегу Дуная прочные дубовые сваи моста, построенного ещё римским императором Траяном! Я чуть было не написал «прочные, как железо», но вспомнил, что железо-то за полтора тысячелетия было бы бесследно съедено ржавчиной.
В. Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва. «Современник». 1985.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубовая роща.
1887.
В Германии посвящался Тору дуб, то же самое дерево считалось, по словам Козьмы Пражского, жилищем Перуна в Богемии; далее в Литве и вообще у всех славян огни, зажигаемые в честь Перуна, горели из одних дубовых ветвей, и главное капище его в Литве находилось в густом дубовом лесу Рамов. Вундерер во время путешествия своего по Курляндии в 1613 году нашёл в Мариенгаузене вместо христианской церкви языческий дуб, которому поклонялись латыши под именем Перкунова дуба.
Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва. «Терра». 1997.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубы.
1887.
К прежним казённым монополиям – смоле, поташу, ревеню, клею и т. п. – прибавились новые – соль, табак, мел, дёготь, рыбий жир и… дубовый гроб: в 1705 г. эта последняя роскошь древнерусского зажиточного человека была отобрана у продавцов в казну, которая продавала его вчетверо дороже, а потом, когда отобранный товар был распродан, такие гробы были совсем запрещены.
В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубы. Вечер. Этюд.
1887.
И в этот период своего царствование, как прежде Пётр старался оградить леса от напрасного истребления. Все леса Петербургской губернии состояли в полном ведении адмиралтейства: от Сената назначались за ними надсмотрщики из дворян. По челобитным крестьян раздавались около Петербурга места под мызы, но с тем, чтоб мызники не рубили у себя заповедных деревьев – дуба, клёна, лип, ясеня и вяза.
Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дуб. Этюд.
1889.
Были деревья заповедные: дуб, ясень, клён, вяз, илим, лиственница и сосна, имеющая в диаметре 12 вершков; прочие деревья не причислялись к заповедным; можно было рубить их, хотя бы и в заповедном лесу.
Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005.
Иван Иванович Шишкин.
Дождь в дубовом лесу.
1891.
Дуб придирчив к почвам – он любит плодородные земли. Ему нипочём сухой климат – корнями дерево проникает на десять метров вглубь и утоляет жажду, питаясь грунтовыми водами. В этом смысле никакая другая порода с дубом не сравнится.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дубы в Старом Петергофе.
1891.
Цыгане верят в сверхъестественную силу жёлудя, считая, что, если покинутая девушка будет носить с собой жёлудь, то её любимый непременно к ней вернётся.