13.02.2015

Автопортреты в творчестве постимпрессинистов - Ван Гог


автопортреты ван гога

Однако наиболее важное место занимали автопортреты в творчестве Винсента Ван Гога (1853—1890). В 1886 году появляется первый автопортрет художника, и он начинает изучать себя как художественный объект. В первый цикл его автопортретов входит шесть работ (Ван Гог практически всегда писал серию автопортретов). Как и для других картин голландского периода, автопортреты исполнены в темной гамме зеленовато-синих и красно-коричневых тонов. Художник всегда уделял особое внимание глазам, небезосновательно считая их зеркалом души, поэтому даже если верхняя часть лица на автопортрете затенена, глаза выделены хотя бы небольшим мазком белил. От портрета к портрету изменяется роль света — он словно отмечает костистую худобу лица, рыжину волос, усов и бороды, пронзительный взгляд.

автопортреты ван гога

Второй цикл автопортретов датируется концом 1887 – началом 1888 года. В этот период художник увлекается импрессионизмом и пуантилизмом, изучает японскую гравюру. Манера письма Ван Гога становится свободнее, и он старается использовать более светлые тона. Но в композиционном отношении этот цикл автопортретов практически не отличается от первого. И, хотя внешних изменений практически не произошло, существенно изменилось отношение художника к себе. Ван Гог больше не видит в себе интеллигентности и внешней респектабельности. В фетровой или соломенной шляпе или вовсе простоволосый, художник не позирует, а изображает себя таким, какой он есть. В выражении его лица становится заметна агрессивность, но и это не скрывает застывшую во взгляде тоску. Цикл автопортретов 1887 года — это первый шаг новому стилю Ван Гога, который прославит его. «Автопортрет перед мольбертом» (1888) заканчивает второй цикл автопортретов Ван Гога. Он выделяется среди других работ цикла тем, что он не камерный, а картинный. Художник использует традиционную для живописного автопортрета композицию и изображает себя перед мольбертом. Хотя трагизм и внутреннее беспокойство полностью не исчезло, на первый план выходит уверенность и собранность Ван Гога. К арльскому циклу автопортретов относится семь работ, иногда к ним добавляют еще три, которые были созданы в Сен-Реми, приюте для душевнобольных. Из арльского цикла стоит отметить три работы: «Поклонник Будды», «Автопортрет» и «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой».

автопортреты ван гога

На автопортрете «Поклонник Будды» заметна надпись  «Моему другу Гогену». Ван Гог отправил эту картину Полю Гогену в обмен на его портрет («Отверженный»). Художник изображает себя в одежде, похожей на облачение буддийского монаха, с бритой головой и немного раскосыми глазами. Ван Гог обращается к восточной философии. Но это только предлог, чтобы создать концентрированное изображение – символа отверженного художника. Самый известный автопортрет Ван Гога – это «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Он был создан после ссоры художника с Гогеном, который гостил в Арле. После того, как Ван Гогу оказали медицинскую помощь, он практически сразу приступил к автопортрету, надеясь таким образом разрешить внутренние противоречия. Художник старается уверить себя и окружающих, что его болезнь отступила. Фон автопортрета разделен на две части: красную снизу и оранжевую сверху. Темно-зеленая куртка и шапка с куском меха заключают лицо в прерывающееся полукольцо. Ван Гог не скрывает своего увечья – бинт, придерживающий кусок ваты у уха. Художник представляет себя спокойно попыхивающим трубкой. И хотя автопортрет словно напитан спокойствием и умиротворением, в нем не чувствуется ни уверенность в будущем, ни радость выздоровления.

автопортреты ван гога

Автопортрет, созданный в 1889 году в Сен-Реми, показывает, что все надежды на выздоровление были напрасны. Фон автопортрета теряет свою организованность: завихряющиеся голубые и зеленоватые мазки делают его подвижным. Эти же цвета переходят на одежду, делая фигуру художника лишь частицей окружающего пространства. Зеленые и голубые тона фона распространяются и на лицо Ван Гога, лишь рыжие волосы контрастируют с ними. А глаза художника, всегда яркие и живые, здесь – безжизненные, они практически сливаются с кожей лица. Окружающий художника мир зыбок и неуловим, также как и его сознание. Автопортреты Винсента Ван Гога – это настоящая исповедь перед зрителем и перед самим собой. В каждой картине художник словно выворачивает свою душу наизнанку, показывая все темные пятна. Его живописная исповедь трагична и практически беспросветна.

автопортреты ван гога

автопортреты ван гога

автопортеры ван гога

автопортреты ван гога

автопортреты ван гога

автопортреты ван гога

автопортреты ван гога

назад к списку новостей »