Золотой век русской живописи
Не стоит отрицать того, что русская живопись долгое время не была самостоятельным явлением, а базировалась на идеях, а иногда и мастерстве, европейских художников. Но для отечественного менталитета характерна одна интересная черта: взять чужое, переосмыслить и сделать чужим. То же самое произошло с живописью, что привело к возникновению Золотого века русской живописи, который пришелся на 19 век. В этот период картины российских художников стали в один ряд с лучшими работами европейских мастеров, и получили признание во всем мире. Главным учебным заведением этого периода была Петербуржская академия художеств, что привело к главенству академической школы в российской живописи, особенно в первой половине 19 века. Для классицизма главным жанром был портрет. Это, главным образом, парадные портреты В. Боровиковского и И. Аргунова, их дело было продолжено С. Щукиным и В. Серовым.
В 1840-х годах на смену классицизму приходит романтизм, и тогда на первый план выходят портреты О. Кипренского. Его перу принадлежат портреты А.С. Пушкина, полковника Евграфа Давыдова, Е. С. Авдулиной и многие другие. Искания в жанре романтического портрета были продолжены К. Брюлловым, Н. Ге и А. Ивановым.
Во второй половине 19 столетия важную роль в российском искусстве стало играть Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое во многих вопросах выступало в противовес Петербуржской академии, а значит и классицизму. Именно в этот момент главным живописным жанром становится натюрморт. Искусствоведы выделяют три главных направления в отечественном пейзаже: романтический или итальянский пейзаж, городской пейзаж и русский реалистический пейзаж. Главными мастерами романтического пейзажа считаются А. Крылов, А. Венецианов, А. Иванов, а также И. Айвазовский, но его творчество принято относить к отдельному жанру – маринизму. Но самым важным явлением Золотого века русской живописи стал реалистический пейзаж. Простая идея – изображать окружающую нас природу так, как она есть, без прикрас, стал настоящим прорывом в живописи. Мастеров пейзажной живописи так много, что даже отметив самых ярких, наберется не менее 10 имен: И. Шишкин, А. Куинджи, И. Левитан, П. Клодт, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Остроухов, С. Светославский, А. Киселев, В. Поленов.
К концу столетия в отдельный жанр выделяется натюрморт. О русском натюрморте 19 века уже было рассказано на страницах нашего сайта, поэтому здесь будут представлены картины, не освященные ранее: П. Кончаловский «Хлебы на фоне подноса», В. Жуковский «Подснежники» и А. Харламов «Фрукты». Появляется и занимает прочное место в отечественной живописи бытовой жанр. Картины И. Репина, В.Перова, В. Маковского, П. Федотова и многих других перестают быть просто картинками, они ставят, а иногда и решают, острые социальные проблемы общества. Причем художники стали обращаться к низшим слоям общества и простому народу. Большой популярностью пользовался исторический жанр, причем художники все чаще стали изображать историю России: И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков. Мирового признания добилась картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Сюда же можно отнести картины, выполненные на библейские темы. Самые известные: А. Иванов «Явление Христа народу», и И. Крамской «Христос в пустыне». С именем В. Верещагина связано развитие батального жанра в реалистической манере. Живопись 19 века показала всю силу русского гения, став за короткое время одной из ведущих «художественных» держав и подготовив почву для русского авангарда, явления столь уникального и оригинального, что для многих до сих пор остается непонятным.