Автопортреты в творчестве постимпрессинистов
Для творчества постимпрессионистов характерно большое количество автопортретов, причем их количество не позволяет говорить о каком-либо стечении обстоятельств – живописцы осознано выбирают себя как художественный объект.
Конечно, сказать, что автопортрет появился во французской живописи только благодаря постимпрессионизму нельзя. Еще в начале 18 века стали появляться работы Жерара, Буальи, Изабе, которые дают представление о художниках этой эпохи, как об изящных светских людей. Автопортреты начала второй половины 18 столетия (работы Тассара, Фантен-Латура) представляют художника обычным скромным интеллигентным человеком, которого отличает от обывателя только палитра в руках. Для портретов и автопортретов импрессионистов (Роден, Дега, Мане) уже характерна не простая констатация внешнего облика, а попытки изобразить нечто большее: творческую муку, осознание духовного начала, печаль или радость от узнавания самого себя.
Но автопортреты постимпрессионистов (Ван Гога, Сезанна или Гогена) существенно отличаются от работ их предшественников. Ни один художник до них стремился изобразить себя изгоя буржуазного общества. Никогда ранее облик художника настолько не приближался к облику простолюдина. Живописцы стали интерпретировать себя как тип отверженного художника. На автопортретах Поля Гогена (1848—1903) заметно его позирование перед собой как перед другим живописцем, художник пытается найти литературные ассоциации или символы, также характерно выделение Гогеном не реальных качеств, а того, что ему хотелось бы видеть. Наиболее продуктивным в плане автопортрета для художника стал период с 1888 по 1891 годы. Затем практически на четыре года Гоген отказывается от этого жанра.
Картины «Автопортрет», «Отверженный» (обе 1888), «Автопортрет» (1889), «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Автопортрет с палитрой» (1891) связывает общее настроение. Несмотря на внешнюю самоуверенность и твердость Гогена, чувствуется, что художник неспокоен, а уверенность в себе дается ему только благодаря большому внутреннему напряжению. На автопортрете («Отверженный»), который Гоген подарил Ван Гогу, художник изобразил себя вплотную к зрителю. Короткие волосы, большие настороженные глаза, усы, большой нос с горбинкой, тяжелый подбородок с бородавкой - таков Гоген. В построение композиции чувствуется влияние Дега: фигура словно срезана краем холста и помещена в угол, а в центре полотна царят розовые безмятежные узоры. Справа помещено еще одно изображение — приколотый к обоям портрет художника Бернара. Это позволяет сбалансировать картину, и показать контраст между живописцами. «Автопортрет с желтым Христом» еще более показателен. Художник постарался немного смягчить свое выражение лица. Слева от Гогена помещено распятие. Это заставляет зрителя параллели между двумя образами, невольно приравнивая художника к мученикам и страдальцам.
Автопортрет 1891 года принято считать самым глубоким в творчестве Гогена, хотя в его основе лежит фотография. На полотне, как и на фотографии, художник правой рукой сжимает кисть, а в правом нижнем углу находится палитра. Наброшенное на плечи пальто сменяется чем-то вроде монашеской рясы, а барашковая шапка – клобуком. Нейтральный фон не отвлекает от образа художника, который суров, сосредоточен. В этот период Гоген принял решение покинуть Европу. Только в 1896 году художник снова обращается к автопортрету. «Автопортрет у Голгофы» вновь проявляется тема жертвенности. Гоген с открытой шеей в белой рубахе стоит перед зрителем, полный смирения, готовый все принять. Смутные профили за спиной практически неразличимы, лишь слева заметна часть креста - деревянная балка на светлом фоне. В «Автопортрете у Голгофы» нет мистицизма, характерного для художника во второй половине 1890-х годов. Здесь первозданность побеждает религиозную символику. Сам Гоген на автопортрете, хотя усталый и постаревший, но по-прежнему несломленный.