24.01.2015

Французский портрет 19 века


французкий портрет 19 века

С появлением фотографии в середине 19 века жанр портрета стал терять популярность, как среди публики, так и у живописцев. Но благодаря таланту французских новаторов живописи (Дега, Мане, Ренуару и некоторых других), портрет вернул утраченные позиции и, даже, во многом стал определять поступательное развитие изобразительного искусства. Особой популярностью в этот период пользуются групповые портреты, в частности картины Анри Фантен-Латура (1836-1904) «Слава Делакруа» (1864) и «Ателье в Батиньоле» (1870). На первой работе представлены критики и художники возле портрета Делакруа. Встречается несколько вариантов перевода названия картины: «В честь Делакруа», «Слава Делакруа» «Апофеоз Делакруа». Композиция произведения достаточно простая – вокруг портрета Эжена Делакруа собрались все видные представители французского искусства того времени: сам Фантен-Латур, художники Уистлер и Мане, писатель Шанфлери, поэт Шарль Бодлер – всего десять человек. Причем, по замыслу художника каждый занимает свое место в зависимости от «заслуг», а портрет великого романтика Фантен-Латур рассматривал как символ новаторства в искусстве. Таким образом, художник превратил групповой портрет в манифест новаторства, приобщив своих единомышленников и самого себя к наследникам Делакруа. Но этот портрет также важен как новый тип группового портрета, который в дальнейшем получит развитие во французском искусстве.

французкий портрет 19 века

На групповом портрете «Ателье в Батиньоле» композиция построена вокруг Эдуарда Мане. Мэтр сидит перед мольбертом, окруженный молодыми художниками — Ренуаром, Моне, Базилем, Шольдерером и критиками Астрюком и Золя. Значение картины «Ателье в Батиньоле» не в проникновенности и глубине образных характеристик, а в духовной близости художников друг к другу. Фантен-Латур отмечает, что теперь людей объединяет не семейные узы или родственные связи, а осознание причастности общему делу. В условиях противостояния, обострившегося в 1860-х годах между живописью Салона и молодыми новаторами, групповой портрет «Ателье в Батиньоле» стал новым художественным манифестом, после «Славы Делакруа». Между работой над первым и вторым групповыми портретами Фантен-Латур написал «Портрет Мане» (1867). Картина понравилась Эдуарду Мане. На портрете изображен человек, который собирается на прогулку или только вернулся с неё — на голове высокий цилиндр, руки сжимают трость. На художнике, который всегда выглядел элегантным и подтянутым светло-серый костюм, белоснежная рубашка и синий галстук. Ровный серый фон подчеркивает тонкость сочетаний черного, серого и белого в костюме. Как известно, на формирование стиля Мане большое влияние оказала испанская живопись. Художник восхищался портретами испанской школы, в частности шедеврами Веласкеса. И в своей работе Фантен-Латур сознательно применил сдержанную гамму черного и серого, характерную для испанской школы.
В дальнейшем Фантен-Латур создал еще несколько групповых портретов: музыкантов «Около рояля» (1885), писателей «Угол стола» (1872), но в этих работах просто использовал разработанные ранее композиционные схемы.

французкий портрет 19 века

Одновременно с Фантен-Латуром над групповыми портретами работал Эдгар Дега, который стремился отобразить на своих картинах взаимодействие героев: выделить одних и подчинить им других. Также персонажи Дега связаны с окружающим их пространством. Сравнение групповых портретов Дега с картинами Фантен-Латура показывает статичность композиционных решений последнего. Образы на его портретах внутренне схожи и однообразны. Практически все художники, изображенные Фантен-Латуром на портрете «Ателье в Батиньоле» пробовали свои силы в портрете. Например, в 1866 году в Салоне был представлен «Портрет Камиллы» Клода Моне. Картина получила положительные отзывы от многих критиков: в работе художника чувствовалась любовь к правде, во всей ее конкретности, ощущалось стремление к элегантности и желание выигрышно подать модель. Моне изобразил свою возлюбленную на темном фоне, одев ее в платье из полосатого шелка и жакет. Бледное лицо Камиллы, практически ничего не говорит о ее духовной жизни, так как она не интересует художника.

французкий портрет 19 века

В 1868 году в Салоне была представлена картина-портрет Огюста Ренуара «Лиз» (1867). Ценители классической живописи по достоинству оценили работу. По композиции работы и по типу модели «Лиз» близка к «Портрету Камиллы» Моне, но Ренуар изображает свою героиню на фоне пейзажа. Различается и техника: у Ренуара мазок мягче и легче, чем у Моне. В том же Салоне экспонировалась картина Фредерика Базиля «Семейный портрет» (1868). Как и у Ренуара, здесь персонажи изображены на открытом воздухе. В качестве моделей выступили родственники художника. Однако, в отличие от Ренуара у Базиля не получилось связать пейзаж и героев. Даже неопытному зрителю заметно, что фон и портрет писались раздельно. Практически во всем противоречивость Базиля: хотя позы персонажей кажутся непринужденными, а выражение их лиц – естественными, ощущается некая картонность композиции, заранее заданная построенность. Практически все персонажи в сторону зрителя, это создает впечатление, что они следят за тобой взглядом.

французкий портрет 19 века

Для творчества Фредерика Базиля характерно совмещение завидной смелости с махровым консерватизмом. В «Семейном портрете» чувствуются влияние Эдуарда Мане. Но он в «Завтраке на траве», «Музыка в Тюильри», картинах, где действие происходит на открытом воздухе, не ставил перед собой портретных задач, а Базиль создал именно портрет. Хотя внешне «Семейный портрет» Базиля сильно отличается от групповых портретов Фантен-Латура, но есть определенное сходство в самом подходе к портретному образу. Оба художника стараются найти индивидуальность, а общность натур. Выставленные в Салоне портреты Базиля, Моне и Ренуара были лишь верхушкой айсберга, большая часть работ дебютантов оседало в мастерских. К концу 1860-х годов Моне полностью отказался от портрета, Базиль писал портреты только по просьбе друзей, и только Ренуар всерьез увлекся этим жанром. Картины Ренуара «Портрет Альфреда Сислея с женой» и «Портрет Базиля» наиболее точно раскрывают тенденции нового времени. Традиционно считалось, что ведущее начало в портрете — это лицо, но этих работах Ренуара оно играет не главную роль. Например, Фредерик Базиль показан в профиль, к тому же его лицо затемнено, а взгляд зрителя задерживается на худощавой фигуре художника, который сидит, немного ссутулившись, на стуле. Портрет показывает человека в процессе творчества, а то, о чем думает и чем живет, уже не важно.

французкий портрет 19 века

Более значительная работа для раннего творчества Ренуара – это «Портрет Альфреда Сислея с женой». Приблизившиеся друг к другу фигуры художника с супругой создают условный треугольник, который придает композиции устойчивость. Декоративность костюмов, резкий контраст фигур с фоном, крупный план изображения – все это роднит картину с парадными портретами прошлых эпох. Но это не застылая, чопорная парадность официального портрета, Ренуар изображает их живыми, не скрывающими своих искренних чувств.
На 1870-е годы приходится расцвета импрессионизма. Импрессионистических принципы проникают практически во все жанры живописи, и даже распространяются на другие виды искусства. Моне, Сислей, Писсарро, Ренуар, Берта Моризо, Мане и Дега противопоставляют себя традиционному искусству. Конечно, главный жанр французского импрессионизма – это пейзаж, но иногда художник обращаются к портрету, хотя в большей степени увлекаются передачей световой среды, а не характера персонажа. Наиболее показательны в этом отношении работы Берты Моризо, например картина «В саду Буживаля».

французкий портрет 19 века

Долгое время подобное отношение к портрету наблюдалось и в творчестве Ренуара - его больше привлекали не фигуры на пленэре, а пейзажи. Но к концу 1870-х годов ситуация меняется и на протяжении 6 лет художник полностью реализует свои возможности в жанре портрета. Ренуара всегда отличала уникальная способность видеть в жизни ее лучшие стороны. Он замечал приятные и здоровые лица. Дети, девушки, молоденькие женщины стали для художника квинтэссенцией радости бытия. К тому же у Ренуара существовал идеал женской красоты. Для ренуаровской женщины характерен маленький упрямый лоб и чувственный подбородок. Среди персонажей Ренуара, даже тех, кто находится на заднем плане, можно заметить эти нравящиеся художнику детали. На третьей выставке импрессионистов в 1877 году Ренуар среди своих картин показал в два портрета: «Портрет Жанны Самари» и «Портрет Анриетт Анрио». Обе натурщицы – актрисы, уже не раз позировавшие художнику. На первом портрете фигура актрисы словно «впитывает» цвет из переливчатого фона, в котором присутствуют все оттенки, но главными являются красновато-розовые. При написании лица художник использует более мелкий мазок, чем при написании фона. Так Ренуар четко обозначает крупный рот актрисы, румянец на её щеках, золотистую челку, большие голубые глаза.

французкий портрет 19 века

В аналогичной манере написан портрет Анриетты Анрио. Подвижный нежно-голубой фон словно материализуется в фигуре модели. Ближе к центру композиции формы уплотняются, отчетливее становятся очертания, и перед зрителем появляется красивое лицо с карими глазами, темными бровями и густыми каштановыми волосами. Контрасты четких и трепетных мазков передаёт движение и, одновременно, останавливают его. Однако импрессионизм не был единственным живописным направлением в живописном искусстве Франции второй половины 19 века. Много художников увлекалось живописью 18 века, они старались обрести легкость и бездумность мастеров прошлого. Это прекрасно удавалось Шарлю Шаплену. Для всех портретов Шаплена характерно расплывчатость, точнее мягкое растворение контуров фигуры в воздушной среде, что позволяло обыграть гладкость кожи. Художник часто изображал сильно декольтированные модели, а натуру неизменно идеализировал («Дама с мопсом», «Портрет молодой девушки»). Однако, в отличие от Наттье или Токке, в его работах отсутствует тонкость и лиризм. Сравнение портретов Шаплена с работами Ренуара, выгодно отличает последнего. Ренуаровские героини полностью современны, у них отсутствует наигранные жеманство и манерность портретов, к которому стремился Шаплен. В ренуаровских женщинах все естественно, гармонично и прекрасно, потому что дано самой природой.

назад к списку новостей »