Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»
Великий сказочник Виктор Васнецов, к сожалению, мало кому известен, как автор храмовой живописи. А его работы находятся в Санкт-Петербурге (храм Спаса-на-Крови) и в подмосковном Абрамцеве (церковь Спаса Нерукотворного). В течение 10 лет он расписывал киевский собор св. Владимира. То был поистине подвижнический труд. Сам художник считал эту картину своим «путём к свету». Им было создано до четырехсот эскизов и покрыто фресками около двух тысяч кв. м стен знаменитого храма. Изображение Богоматери с младенцем, написанное Васнецовым в апсиде алтаря, является одним из шедевров русской иконописи.
В качестве эскиза для росписи Владимирского собора Васнецов использовал написанную им в 1889 году картину «Богоматерь с младенцем». На этой картине, занимая почти всю площадь полотна, изображена Богоматерь, идущая прямо вперёд с маленьким Иисусом на руках. Создаётся впечатление, что младенец Христос, вытягивая вперёд свои божественные ручонки, благословляет всех, кто находится перед ним. В отличие от канонических икон, лики Богоматери и её сына выписаны как живые лица обычных людей. Но головы их, как и полагается в храмовой росписи, окутаны божественным нимбом, что указывает на их необычное происхождение. Фон картины тоже весьма оригинален. Он выполнен так, что невозможно понять, в воздушном пространстве движутся фигуры или по земле.
Художнику удалось создать такую картину, которую зритель воспринимает как естественную, лишённую всякой фантасмагории, и в то же время ощущает святость от её лицезрения. Достигается это благодаря тому, что глаза Богоматери проникнуты печалью, но в них в то же время выражена любовь к своему сыну. Картина «Богоматерь с младенцем», перенесённая на алтарь Владимирского собора, является одновременно вершиной и светской, и религиозной живописи.