27.11.2014

Описание картины Константина Васильева «Перед грозой»


перед грозой

Ф. Васильева, как яркого пейзажиста, чрезвычайно увлекали пограничные состояния природы. Среди созданных им картин немало таких, которые связаны с неустойчивыми, скоропроходящими моментами существования природы. Это «Перед дождём», «После дождя», «Берег Волги после грозы», «Вечер перед грозой», «После проливного дождя» и другие. В силу особой любви к запечатлению мгновенных состояний пейзажа, художник часто обращался к дождям, ливням, грозам, вернее не столько к ним самим, сколько к эффектам, производимым ими при своём начале и при конце.

Картина «Перед грозой» создана в конце путешествия по Волге, совершённого Васильевым вместе с И. Репиным. Она выдержана в золотисто-серых тонах, создающих тревожную атмосферу перед грозой. Тяжёлые, до краёв набухшие влагой, тучи предвещают близость готовой разразиться в любую минуту стихии. Но сквозь их толщу пробиваются зачатки новых лучей света, призванных обновить природу. На первом плане картины среди густых деревьев виднеется деревянная избушка. К ней по дороге спешат две фигурки – мать с ребёнком. Они возвращаются откуда-то, и, по всей вероятности, успеют укрыться от надвигающейся грозы. Здесь всё – и природа и люди - указывают на единство картины, всё здесь переплетено, всё воспринимается одним целым, не распадаясь на детали. Таланту художника была чужда устойчивость пейзажа. Наоборот, в каждой его картине усматривается возможность перемены того момента, который запечатлен на полотне. Большинство пейзажей Васильева мятежны. Смотря на них, невольно вспоминаешь знаменитые лермонтовские строки: «А он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой». Разгул необузданной стихии был обожаем молодым художником, и он с необыкновенной правдивостью запечатлел его в своих многочисленных картинах.

назад к списку новостей »