Венецианская школа
Венецианская школа — одна из пяти главных школ живописи в Италии. Достигла максимального расцвета в эпоху Ренессанса (15 - 16 вв.), когда Венеция стала богатой республикой и самым крупным торговым центром на Средиземном море. Не стоит путать с венециановская школой. Последний термин используется в отечественном искусствоведение и обозначает группу русских живописцев-учеников А.Г. Венецианова, среди которых наиболее известны: А.В. Тыранов, К.Плахов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Г.В. Сорока.
Живопись Венецианской школы отличает художественное выражение осознания чувственной полноты и красочности мира, которое свойственно мировоззрению эпохи Возрождения. Кроме того, живописцам этой школы свойственно практически идеальное владение возможностями масляной живописи и особое внимание к проблемам цвета.
Для венецианской живописи 14 века характерна декоративная орнаментальность, праздничное звучание красок, а также сплетение византийских и готических традиций. Но уже в 15 веке в нее проникают ренессансные тенденции, которые были усилены флорентийскими влияниями. На картинах художников ранней венецианской школы (Виварини, Якопо, Джентиле Беллини, К. Кривелли) заметно нарастание светского начала и стремление к максимально реалистичной передаче пространства и объёма.
Переход к живописи Высокого Возрождения связан с творчеством Антонелло да Мессины и Джованни Беллини. В их картинах наивная повествовательность уступает место стремлению создать обобщенную картину мира. В начале 16 века отмечается расцвет венецианской школы — это связано с творчеством Джорджоне и Тициана. Творчеству Тициана свойственно богатство и насыщенность цветовой гаммы и тёплые золотистые тона. Однако для поздних работ Тициана характерны драматические конфликты и эмоциональная выразительность.
В картинах художников венецианской школы второй половины 16 века к виртуозности передачи богатства мира и любви к многоликой толпе и ярким зрелищам добавляется ощущение подвижности и беспредельности природы (П. Веронезе, Я. Тинторетто). Венецианская школа 16 века заложила художественные принципы, которые предопределили появление в европейском искусстве новых жанров: исторического, батального и группового портрета. В 17 веке отмечается творческий спад венецианской школы: сильное влияние на венецианских художников оказывает барокко, караваджизм и даже ведута (архитектурный пейзаж). Активно развивается жанровая живопись (Дж. Б. Пьяццетта, П. Лонги), архитектурный пейзаж (Дж. Каналетто). Интерес художников венецианской школы к передаче свето-воздушной среды предвосхитило работы импрессионистов.