Бубновый валет
Одним из самых оригинальных российских художественных обществ начала 20 века было объединение московских живописцев «Бубновый валет», история которого начинается от одноименной выставки, проведенной в 1910 году. Представители общества (П. Кончаловский, А. Лентулов, А. Куприн, В. Рождественский) отвергали как традиции реализма и академизма 19 века, так и символистические тенденции отечественного искусства начала 20 века. Другой отличительной чертой их творчества является постимпрессионистические живописно-пластические искания, которые в дальнейшем получили название русский сезаннизм, а также существенное влияние кубизма и фовизма и использование в живописи приемов русского народного искусства (росписи, лубок, изразцы).
Представители общества работали в основном в жанре натюрморта, портрета и пейзажа. Это, в частности, позволило им попытаться решить формальные проблемы построения формы с помощью света, передачи объёма на плоскости, а также стремились выявить изначальную «вещность» натуры. Хотя для картин художников «Бубнового валета» характерна нарочитая грубость и осязаемость фактуры, броская красочность, на самом деле художники так пытались выразить протест против мещанского вкуса, и пытались воплотить на полотне материально-красочные и чувственно-полнокровные стороны бытия. Уже в 1911 году от «Бубнового валета» отделилась группа художников, которые тяготели к примитивизму, абстрактному искусству и кубофутуризму (братья. Бурлюки, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич). Ими была организована выставка «Ослиный хвост». Через 6 лет, в 1917 году общество прекратило свое существование. Но в 1925 году бывшие члены «Бубнового валета» создали новое объединение «Московские живописцы», которое преобразовалось в Общество московских художников.